Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение" »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Иоанно-Предтеченское братство "Трезвение"

- -  

25-27 февраля в Екатеринбурге состоялась VI сессия научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. Тема мероприятия: «Трезвенное просвещение молодежи: вызов времени»

 

В работе семинара принимали участие специалисты из разных областей деятельности (ученые, священнослужители, преподаватели, учителя, методисты, психологи и др.) и из разных городов России (Екатеринбург, Москва, Саранск, Асбест, Тавда, Новосибирск, Глазов и др.).

Фотоальбом

Значительная часть участников начала работу над вопросами трезвенного просвещения еще в 2010-2011 гг., на первой сессии семинара. Каждая встреча участников межрегиональной группы является тематической. Так, первая сессия была посвящена разработке понятийного аппарата трезвенного просвещения, другие сессии были направлены на поиск методологии, методов, духовных оснований трезвенного просвещения, способов работы с семьями, подростками и т.д.

Темой этой сессии было выбрано трезвенное просвещение молодежи, что все участники обоснованно рассматривают как действительно вызов нашего времени нашему профессиональному психолого-педагогическому гуманитарному сообществу.

Участники семинара еще на первых сессиях четко уяснили недопустимость отождествления трезвенного просвещения и антиалкоголизма (трезвости и не пьянства и т.п.). Трезвость в ее целостном понимании, к которому ближе всего подходят христианская антропология (святоотеческая литература), современная психологическая антропология и педагогическая антропология (концепция В.И.Слободчикова и коллег), означает такую ясность сознания, душевного и духовного состояния человека, которая позволяет ориентироваться в физическом, социальном, духовном мире и быть свободным. Очевидно, что такое состояние не достигается только воздержанием от опьяняющих веществ (алкоголь, наркотики, избыток еды и пр.) и опьяняющих занятий (карточные и компьютерные игры, поверхностное общение в социальных сетях, регулярный просмотр телесериалов и пр.). Трезвость связана с усилием, направленным на усмотрение и утверждение духовных смыслов деятельности и жизни.

Такой подход обязывает сторонников трезвенного просвещения не ограничиваться информационной деятельностью в рамках определенного ведомства (медицины, социальной работы, права, образования), а искать способы создания и поддержки детско-взрослых со-бытийных общностей (термин В.И.Слободчикова), основанных на ценности трезвости, трезвой жизни, свободы, христианской духовности.

Под этим углом зрения и прокомментируем работу 6-й сессии семинара.

Руководитель семинара протоиерей о. Игорь (Бачинин), и.п.н.,  отметил как результат предшествующей деятельности участников разработку целостных решений задач трезвенного просвещения молодежи. Это, во-первых, педагогическое образование в Уральском Государственном Педагогическом Университете по направлению бакалавриата и магистратуры «педагогика духовно-нравственного воспитания». Получение образования на бакалавриате и в магистратуре предусматривает проведение исследований, в том числе, в молодежной среде, обоснование выбора и освоение гуманитарных методов просвещения и воспитания молодежи, таких как духовный диалог, проектирование и организация образовательных событий, формирование воспитательной среды и уклада и пр. Второе целостное решение задач трезвенного просвещения молодежи связано с церковно-практической богословской деятельностью по реабилитации, реадаптации зависимых, а также подготовке к такой деятельности магистров в Санкт-Петербургской духовной академии.

Главным результатом предшествующей деятельности по разработке теории и практики трезвенного просвещения о. Игорь назвал объединение людей на основе ценности трезвости и организацию нового формата событий, таких, как международный трезвенный слет «Увильды».

В.К.Доронкин (Москва), приветствуя участников, обратил внимание на необходимость решения таких задач, как освоение СМИ, среды Интернет, стыковки кадров разных специальностей в области трезвенного просвещения, упорядочение информационных потоков, создание надежной инфосферы трезвенного просвещения.

С.Т.Погорелов, профессор УрГПУ, к.п.н., в пленарном докладе предложил к обсуждению духовные основы трезвенного просвещения, понятия: «просвещение - христианское обретение духа», «homoamoris, человек любящий - существо, пережившее духовное рождение, способное любить себя, других, Бога», «негативные зависимости как отсутствие способности любить себя, других, Бога, как аутоагрессия». С.Т.Погорелов изложил достаточно убедительную программу научных исследований и систематизации знаний в области трезвенного просвещения, которая была воспринята участниками как организующее начало совместной теоретической и практической деятельности.

Другое программное, методологическое сообщение сделал о. Игорь (Бачинин) на тему «Трезвость - базовая национальная ценность». Обратившись, с одной стороны, к анализу исторических эпох в прошлом России, с другой стороны, к анализу актуального документа - «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», как центральной части федеральных государственных образовательных стандартов, о. Игорь привел веские аргументы в пользу утверждения, что трезвость - одна из базовых ценностей России, вопреки стереотипным представлениям о склонности россиян к отказу от трезвости. Теоретической и практической задачей, следовательно, является анализ ценностных представлений россиян о трезвости и укрепление консолидации российского общества на основе ценности трезвости.

Вопросов консолидации, достижения согласия, взаимопонимания, единства субъектов трезвенного просвещения и т.п. коснулся практически каждый участник семинара, отмечая явный недостаток единства в настоящее время и необходимость специальных усилий по достижению согласия в дальнейшем.

Ряд выступлений участников семинара был посвящен описанию, анализу, обобщению практического опыта трезвенного просвещения в молодежной среде.

Т.И.Жгутова (Екатеринбург) рассказала о педагогических наблюдениях в ходе встреч с учащимися 5-11-х классов на выставке «Человеческий потенциал». Первичное обобщение наблюдений выводит в задачу исследовать воспитательные результаты выставки и разработать методические рекомендации по использованию жанра выставки и различного тематического содержания выставок в целях трезвенного просвещения.

 А.Р.Плетнева (Тавда) представила многообразие форм взаимодействия семьи и школы в трезвенном просвещении молодежи, а также наиболее актуальные проблемы взаимодействия (в первую очередь неосвоенность нормативной правовой базы взаимодействия). Сообщение подводит к задачам методического описания современных форм сотрудничества семьи и школы с опорой на действующие нормативные правовые основания.

Е.В.Тихонова (Глазов) рассказала об опыте создания, организации деятельности и результатах отряда волонтеров по привлечению к здоровому образу жизни. Е.В.Тихонова точно определила, что для трезвенного просвещения недостаточно сообщения информации о вреде определенных веществ, занятий и зависимостей от них. Важно еще внести нравственный смысл в ту деятельность, которой занимается трезвый человек, общность. В целом опыт, представленный Е.В.Тихоновой, было предложено проанализировать в антропологических категориях детско-взрослой со-бытийной общности.

М.А.Пальгунов (Асбест) раскрыл опыт трезвенного просвещения молодежи в учреждениях закрытого типа. Как оказалось, свидетельствование радости трезвости возможно и в таких учреждениях - через посещение храма, литургию, эстетические переживания.

А.Г.Цыплов (Новосибирск) представил обобщение опыта формирования устойчивости молодежи к негативным зависимостям. В своем сообщении А.Г.Цыплов практически сформулировал методические рекомендации и анализ рисков деятельности специалистов, а также родителей подростков при первичной, вторичной и третичной профилактике зависимостей. А.Г.Цыплов убедительно раскрыл опыт организации таких событий, в которых субъект профилактики создает условия для переживания всеми участниками радости пребывания в трезвости, что оказывает сильное и более стойкое воздействие по сравнению с традиционными «рассказами о вреде». А.Г.Цыплову было предложено оформить рекомендации для распространения опыта.

Г.В.Булычева сделала сообщение об использовании метода проектов как педагогического способа формирования активной трезвенной позиции у студентов железнодорожного техникума. С помощью выступления Г.В.Булычевой было еще раз показано, что именно опыт собственной созидательной деятельности в сообществе с равными (сверстниками) и нравственно направляющим взрослым, а не просто «рассказы о вреде», способен побудить молодого человека к выбору трезвости как собственной жизненной нормы.

Протоиерей Александр (Пелин) (Саранск) рассказал о системе антиалкогольной работы с молодежью. О. Александр веско аргументировал необходимость разработки и руководствования в деятельности трезвенного движения воспитательной программой, включающей все необходимые составляющие образовательной программы (цель, планируемые результаты, задачи, содержание деятельности, мониторинг, ресурсы, управление).

Н.Г.Куприна (Екатеринбург), д.п.н., рассмотрела воспитательный потенциал праздников народного календаря, смыслы которых исторически трансформировались под влиянием христианства. Источники радости, суррогат которой потребляет зависимый человек, могут быть найдены в календарных событиях российского народа, так как православный народ-труженик отмечал празднично результаты определенных периодов, связанных с трудовыми и духовными усилиями. В условиях примата светской культуры обращение к календарным праздникам русского народа может быть основанием взаимопонимания, принятия людей, живущих светской и церковной жизни, что немаловажно для консолидации здоровых, трезвых сил общества.

С.В.Сафонцева (Москва), к. психол.н., представила социально-культурный аспект трезвенного просвещения в молодежной среде. Описание современной молодежной среды, ее структурирования, предпочитаемых молодыми видов деятельности, распространенных взглядов и пр. были приняты участниками как хороший дискуссионный материал, способствующий инициированию разговора как с молодежью, так и с субъектами трезвенного просвещения, профилактики, реабилитации.

  А.П.Егорычев (Нижний Тагил) предложил обсудить подходы к системе хозяйствования трезвенной организации в условиях вновь образованной епархии.  А.П.Егорычеву было предложено методически описать найденные и проектируемые решения.

Выступления участников будут представлены в сборнике 6-й сессии семинара. Надеемся, что вскоре появятся и методические рекомендации.

  А пока приведем цитату, которая на этой сессии была особенно популярна. В.К.Доронкин привел ответ на вопрос «как же осуществлять трезвенное воспитание?» отца Григория (Григорьева), работающего с самыми трудными случаями зависимостей. «Снижение требований к другим. Повышение требований к себе. Донесение до людей радости о трезвости, вдохновление трезвостью».



По благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Саранского и Мордовского, управляющего делами Московской Патриархии в семинаре принял участие Ректор Саранского Духовного училища, председатель Отдела молодежного служения и Отдела по ВЦиО протоиерей Александр Пелин (Интервью).



Старый стиль 6Февраль воскресенье Новый стиль) 19Февраль Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Глас 2. Заговенье на мясо. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мч. Иулиана Емисского (312). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока. Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31-46. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46). Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет. Молитвы Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Службы6 февраля: Преподобного Вукола, епископа Смирнского Сайты приходов:Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Романово (Тульская епархия) Храм сщмч. Александра Телемакова Чумакинского с. Чумакино (Барышская епархия) Статьи на Православие.Ru «Будь миротворцем своего сердца…»Как поступать, когда сомневаешься, подавать ли милостыню? Что делать, если «сгоряча» взял на себя дело выше своих сил? Как относиться к человеку недобросовестному? 17-я гомилия патриарха ФотияДиакон Владимир Василик17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской. Святые мученицы Марфа, Мария и преподобномученик Ликарион отрокОднажды, когда мимо проезжал языческий правитель того края, сестры выглянули в окно и громко объявили, что они христианки. Правитель вынужден был арестовать дев, сожалея об их цветущей юности. Они отвечали, что смерть за Христа – не конец, но путь к вечной жизни. Житие священномученика Василия Надеждина«Мне больно и жутко не за себя, не за тебя… но за многих русских людей, губящих свои души», — писал Василий Федорович в начале сентября 1918 года. Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде)Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойЕсли в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном СудеВ сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить. Есть ли адские муки?Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Други наши, сегодня, в неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: “...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира”, или: “...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его”. Слово перед исповедью в неделю о Страшном СудеПротоиерей Валериан КречетовВсякий грех, который ты видишь вокруг себя, должен напоминать тебе о твоей греховности. Через это чувство появляется, по милости Божией, и смирение, то есть действительное сознание своих немощей. И это чувство было присуще всем святым. Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IПреподобный Ефрем СиринХристолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание.(MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb ) Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IIПреподобный Ефрем СиринКак есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею.(MP3 файл. Продолжительность 17:38 мин. Размер 8.5 Mb ) Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии ХристовомВострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя мясопустная о Страшном СудеПротоиерей Александр ШаргуновЭти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима?Иеромонах Иов (Гумеров)Честный отче, я неоднократно слышал о том, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе, близ Иерусалима. Скажите, это следует из Священного Писания или церковного Предания, либо это всего лишь фольклор? Почему Страшный Суд будет вершить именно Иисус Христос?Иеромонах Иов (Гумеров)Отче, объясните, пожалуйста, почему в Судный день суд вершит именно Иисус Христос? Спаси Вас Господи. После Страшного суда останется ли такое понятие как «время»?Иеромонах Иов (Гумеров)Меня интересует такой вопрос: после Страшного суда останется ли такое понятие как «время»? Всенощное бдение накануне Недели мясопустной в Сретенском монастыре24 января / 6 февраля. Суббота мясопустная. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 187:34 мин. Размер 90.1 Mb) Божественная литургия в Неделю мясопустную, о Страшном суде в Сретенском монастыре
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05118 c.