Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Лекции, статьи, публикации. »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Лекции, статьи, публикации.

- -  

Мудрее ли нас были древние греки?

« - Батюшка, - в своё время говорил святому праведному Иоанну Кронштадскому один писатель, - я всегда и в настоящее время особенно настойчиво ратую против пьянства и тех, кто спаивает народ водкой. Но находятся люди, которые негодуют на это, обвиняют меня в пристрастности, говорят, что преувеличиваю...

-Пишите, дорогой, пишите! - засверкали вдохновением глаза пастыря кронштадского. - Больше пишите, я вас благословляю на это! Никого не слушайте и ни на кого не смотрите!.. Нет зла столь великого, нет врага сильнейшего, как народное пьянство. Хорошо делает ваш редактор, что восстаёт против этого врага Церкви, нравственности, семьи и народа от мала до велика!» (Горбачёва Н.Б. Иоанн Кронштадский.

М., Олимп,1999)

Если вам посчастливится побывать в Севастополе, то непременно примите участие в экскурсии по руинам античного полиса - города-государства Херсонеса (5-1 вв. до нашей эры). Вы не пожалеете, что поехали на окраину!

Любопытно, что из всех древних зданий (храмы, театры, мастерские, стены с башнями и т.д.) лучше других сохранились дом и винодельня винодела. Виноградный сок давили тяжёлыми каменными прессами. Самым качественным и ценным считался свежий сладкий сок. Его подавали на свадьбах и других праздничных торжествах.

Помните притчу из Евангелия от Иоанна о первом Чуде, которое Господь наш Иисус Христос совершил в Кане Галилейской? По просьбе Матери Своей Он превратил воду в вино, потому что его не хватило гостям... Если будете читать дальше, то узнаете, что распорядитель (человек, который определял, во сколько раз разбавить вино водой), попробовав это вино, удивился и сказал жениху: «Всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». (Ин. 2. 10).

В Священном Писании пророк Иеремия, описывая осаду Иерусалима, свидетельствует: «...дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: «где хлеб и вино?» (Плач 2.11,12). Неужели алкогольного напитка жаждали голодные дети?

Свежий виноградный сок называется вином в житии Вонифатия Милостивого, жившего в третьем веке в Италии. (Этому святому верующие молятся, чтобы избавиться от греха пьянства). Когда случился неурожай, Вонифатий повелел выжать вино (сок) из скудных плодов винограда и молитвами своими умножил его, после чего раздал нищим, чтобы спасти их от голодной смерти.

Не только пищевым продуктом было вино в древности, но и лекарством (и сейчас существуют методики лечения различных заболеваний виноградным соком). Вспомним милосердного самарянина, возливающего на раны пострадавшего от разбойников вино и масло.

Кроме того, виноградное вино - это ещё и древний символ крови, омывающий грехи народа. В Священном Писании оно называется «кровью виноградных ягод» (Втор.32.14) Господь наш Иисус Христос говорил о Себе: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь» (Ин. 15. 1).

Было вино сладкое, но был и сок забродивший...

Вернёмся теперь в древнегреческий Херсонес. Община города состояла из полноправных граждан, а часть населения (метеки, периэтки, волноотпущенники и рабы) была бесправна.

По законам этого маленького государства употребление свободными гражданами забродившего вина имело свои очень жёсткие правила. Его требовалось разводить водой в 6- 8 -12 раз!!! Таким образом, получали крепкое, среднее и совсем слабое вино. (Представьте себе такой напиток: один литр сухого вина, разведённый двенадцатью литрами воды!) Но даже в этом виде употреблять его разрешалось только мужчинам, достигшим тридцатилетнего возраста при условии, что у них уже есть дети. Если детей не было, пить кислое вино запрещалось! А женщинам? Им не разрешалось прикасаться к вину всю свою жизнь. Даже за однократное употребление нарушительница закона изгонялась из города. В сборнике «Эпиграммы греческой антологии» (М.: Терра, 1999) на странице 213 эпиграмма пьянице Миртаде гласит:

Я, Миртада, пила на священных пирах Диониса
чашу за чашей вина, не разбавляя водой, (выд. авт.)
я умерла, но лежу не в земле, огромная бочка,
память весёлых пиров, стала могилой моей

Но все вышеописанные правила отменялись в древнем Херсонесе для рабов. Несчастных специально поили крепким, неразбавленным вином, видимо, преследуя при этом две главные цели:

Во-первых, пьяными рабами было легко управлять.

Во-вторых, они являли собой наглядный пример скотского состояния человека, в котором пребывает всякий упивающийся алкогольным зельем. Вот почему на могиле древнеримского ( в Риме тоже разводили вино водой перед употреблением) воина, умершего две тысячи лет назад, написано: «Он жил как раб - пил неразбавленное вино»!

Во времена земной жизни Иисуса Христа правило разбавлять забродившее вино водой сохранялось, только пропорции изменились в сторону уменьшения. Разводили напиток водой примерно в 2-4 раза ((Исцеление словом. Исцеление верой.-СПб., 2002). Но и в таком виде концентрация алкоголя становилась настолько мизерной, что опьянеть было почти невозможно. Нетрудно подсчитать, что вместо 1 литра «пьяного» (не более 7-16%) вина, (чтобы нашему «умеренно и культурно пьющему» современнику немного захмелеть), предстояло выпить три-пять литров сразу.

Но в некоторых случаях всякое употребление вина запрещалось, как, например, «назореям», посвящающим себя Господу (Числ.6.2-20), или священникам во время священнодействия. В Евангелии от Луки (1.15) сказано об Иоанне Крестителе: «Ибо будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера*, и Духа Святага исполнится еще от чрева матери своей...»

Апостол Павел в своё время употреблял вино крайне умеренно. Однако, когда увидел преткновение от вина для немощных, то ради любви к ближнему положил для себя «сухой закон»: «Лучше...не пить вина» (Рим.14.21). Пример Апостола как нельзя более поучителен в наше время, когда понятие «вино» давно перестало быть понятием о соке виноградном, продукте питания, лекарстве, и для многих христиан употребление его выходит далеко за литургические пределы (Кровь Христова).

Господь, предупреждая о последних днях мира, говорил о том, что наиболее распространённым грехом будет чревообъядение и пьянство: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк.21.34)

* «У евреев в обычае называть сикером всякий напиток, который может произвести опьянение» (Беседа на упивающихся.Творения иже во святых отца нашегоВасилия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.4.М., 1846; репринт:М., 1993)

Пьянство никогда не было русской традицией. Народ всегда сопротивлялся спаиванию. Мало кто знает, что в середине позапрошлого века прокатилась волна крестьянских антиалкогольных бунтов против спаивания русского крестьянства иноверцами. Они были подавлены силой, более трёх тысяч крестьян были осуждены за участие в этих бунтах. (Троицкая С.И. Бог избавляет от любых зависимостей.- СПб, 2007).

В конце 19 века началось антиалкогольное движение русской интеллигенции. Известные врачи, писатели, учёные издавали около сорока антиалкогольных изданий периодической печати: «За трезвый быт», «За трезвость», «Всероссийский вестник трезвости» и т.д. В школах преподавались «Уроки трезвости». (Исцеление словом. Исцеление верой.-СПб., 2002)

В 1914 году в России был введён сухой закон. Органам местного самоуправления было дано право закрыть винную торговлю.

Большевики продлили сухой закон, придав ему статус государственного: 5 лет тюрьмы за самогоноварение, 1 год принудительных работ за появление в нетрезвом виде в общественном месте. В Красной армии, если комиссар был замечен пьяным, он подлежал расстрелу. (Троицкая С.И. Бог избавляет от любых зависимостей.- СПб., 2007).

В течение 1914-25гг. душевое потребление в стране приблизилось к нулю, составляя 0,1- 0,2 литра. Закон оказал большое воспитательное и самое благотворное влияние на ум и нравственность людей. Несмотря на его отмену, душевое потребление в стране колебалось от 0,83 до 2,0 л и только в пятидесятых годах прошлого века начался катастрофический рост душевого потребления алкоголя. (Углов Г.Ф.Самоубийцы.- СПб., 1996)

15 мая 1985г. Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В результате:

-в 1989г в стране реализовано водки на 37 млрд.руб.меньше, чем в 1985г.;

-в сберкассы внесено на 45 млрд.руб.больше;

-ежегодно продавалось продуктов питания (вместо наркотических ядов) на 4,5 млр.руб. больше, чем до 1985г.;

-безалкогольных напитков и минеральных вод продавалось на 59% больше;

-производительность труда повышалась в 1986-87гг. ежегодно на 1%, что дало казне 9млр.руб.;

-количество прогулов снизилось в промышленности на 36%, в строительстве на 34% (одна минута прогула в масштабе страны обходится в 4 млн.руб.);

-прибыль от трезвости в 3-4 раза превысила недобор от продажи алкогольно-табачных ядов;

-в 1986-87гг. рождалось на 500-600 тыс.младенцев в год больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет;

-в 1986-87гг. умирало в год на 200 тыс.чел. меньше, чем в 1984г.;

-смертность населения в трудоспособном возрасте уменьшилась в 1987г. На 20%, а смертность мужчин этого же возраста - на 37%;

-в 1986г. смертность от несчастных случаев, отравлений и в дорожно-транспортных происшествиях по вине пьяных водителей сократилась на 30%, а производственный травматизм снизился на 20% (к 1984г.);

- в 1986-87гг. население увеличивалось на 2,9 млн.чел. в год, тогда как в 1981-85гг. - на 2,4 млн.;

-выросла средняя продолжительность жизни, особенно у мужчин: с 62,4 года до 65 лет в 1986г. (Справка Комитета по экономической политике Государственной Думы РФ о борьбе с алкоголизмом в России. 1994г.)

Сейчас многие говорят о том, что законодательными мерами ничего нельзя решить. Но 3/4 населения земного шара не употребляют алкоголя вообще (например, миллионы мусульман). Почему не пьют? Запрещено! Запрещено верой и законом. Не только самим употреблять спиртные напитки, но и предлагать их другим, даже своим гостям, - считается большим грехом у многих народов (например, у таджиков). За ввоз спиртных напитков в некоторых странах существует смертная казнь. В день борьбы с наркоманией в Китае публично казнят арестованных в течение года наркоторговцев. В Норвегии алкогольные напитки продают за чертой города в специальных магазинах, которые торгуют только три часа в день. Отоваривают там покупателей по предъявлению паспорта. Данные его тут же заносятся в компьютер, и по месту жительства в полицейский участок идёт автоматическое сообщение: ждите проблемы - куплен алкоголь. В Швеции к пьющим и курящим людям относятся как к больным. В настоящее время правительство страны очень обеспокоено «тяжёлым» положением с употреблением алкоголя (5,2 л на душу населения). (Троицкая С.И. Бог избавляет от любых зависимостей.- СПб., 2007).

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской психологии Медицинской академии последипломного образования (СПб), директор Международного института резервных возможностей человека диакон Григорий (Григорьев),занимающийся проблемами патологических зависимостей, сам тридцать лет не употребляющий алкоголя, как-то сказал мне в личной беседе: «Если законодательные меры ничего не дают, то давайте отменим Уголовный кодекс, Правила дорожного движения, перестанем говорить детям: «Нельзя!» и т.д.» Хорошо сказал. При этом добавил, что, по его мнению, сделать народ практически трезвым (процентов на 80) можно за 3-4 года...

В крестьянской России пьянство носило сезонный, ограниченный характер. В период с 1851 по 1910 гг. потребление алкоголя на душу населения было примерно в 3 раза ниже, чем в Великобритании, примерно в 4 раза ниже, чем в Италии или Испании, и примерно в 5 раз ниже, чем во Франции или Швейцарии. (ГригорьевГ.И. Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей.- СПб., 2008). Но и при таком уровне потреблении спаивание народа было явным и безудержным. Знаменитый историк Н.М.Карамзин писал: «...Под вывеской орла везде предлагается средство избавиться от денег, ума и здоровья».

Особенно опасных размеров разорение и фактически физическое истребление народа с помощью водки достигло в Белоруссии. Исследования, проведенные в середине 19 века, выявили факты чудовищного размера бедствия. Одно питейное заведение приходилось на 250-300 «душ обоего пола». ((Углов Г.Ф.. Самоубийцы.- СПб., 1996).

Реальное потребление алкоголя в России в ХХ в. имело следующую динамику: 1900-1905гг. - 2,65л, 1914г. - 3,5л, 1922 - 1953гг. - 2-3л на человека в год, в 1970г. -12л, с 1980 г. душевое потребление крепкого алкоголя составляет уже 13,8 -18,0л, что приводит страну к лидирующему положению в мире. (ГригорьевГ.И. Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей.- СПб., 2008)

В царской России в 1913 году 43% всех взрослых мужчин были трезвенниками. А в 1979 году таких мужчин осталось только 0,6%. Женщин-трезвенниц в царской России было 90% (пили, в основном, легкомысленные, нравственно опустившиеся), а в 1979году их осталось 2,4%. В 1913 году в России 95% всех юношей и девушек не пробовали алкоголь до 18 лет. Сейчас мы не наберём и одного процента! (Троицкая С.И. Бог избавляет от любых зависимостей.- СПб., 2007)

В настоящее время 30% девочек и 40% мальчиков дошкольного (!) возраста уже пробовали пиво («Лiтaратура i мастацтва» № 34 от 24.08. 2007г, Минск). По статистическим данным Минздрава:

Каждая пятая смерть - алкогольная.

Каждый третий мужчина к 40 летнему возрасту страдает импотенцией (основная причина - алкоголь и табак).

Каждая пятая семья бесплодна (по той же причине).

Еще древние заметили: «Пьющие много вина не производят здорового потомства, ибо их семя переохлаждено и бездеятельно, и общение с женщинами остается у них бесплодным».

У 40 процентов мужчин - больших любителей пива - имеются проблемы с эрекцией, а у каждого десятого - задержка эякуляции. В хронической стадии алкоголизма уровень сексуальных расстройств резко повышается.

Здесь уместно напомнить, что «шишки» хмеля, придающие специфическую горечь пиву, - традиционное народное средство для снижения продукции половых гормонов и, соответственно, полового влечения. Употребление пива, таким образом, обладает кастрирующим эффектом. Только в 1999 году стала известна причина этого. Оказалось, что в «шишечках» хмеля содержится 8-пренилнарингенин (8-ПН) - фитоэстраген - растительный женский гормон, приближающийся по своей активности к человеческому.( И.П. Клименко. Горькая правда о пиве.- Могилёв, 2008)

Рождение дебильных детей на 97,4% обусловлено только употреблением алкоголя. (Троицкая С.И.. Бог избавляет от любых зависимостей.- СПб., 2007)

Науке известно, что при употреблении стакана водки (или двух бутылок пива, или бутылки вина) гибнет 7500 тыс. клеток головного мозга. В виде тромбов их «трупы» (продукты распада) выводятся организмом по сосудам в течение 20 дней (в любое время может произойти инфаркт или инсульт). Заканчивается этот путь погибших клеточек мозга вместе с мочой - в унитазе... (Углов Г.Ф. Самоубийцы.- СПб., 1996). Установлено, что даже «умеренное потребление», даже кружка пива, вызывает структурные изменения в организме. Перерождаются и атрофируются ткани, что особенно резко и рано проявляется в мозгу, - сначала происходит атрофия больших полушарий и мозжечка, разрежение и запустение их коры в связи с гибелью корковых нейронов. (В.К. Болецкий. Тезисы научной конференции. М., 1955)

Шведские учёные доказали, что после четырёх лет употребления алкогольных напитков «по праздникам» имеет место сморщенный мозг из-за гибели миллиардов клеток коры мозга (85% случаев). («Наука и жизнь», №10, 1985).

40% генов повреждается при употреблении человеком алкоголя за праздничным столом. А это означает, что предрасположенность к развитию алкоголизма и других зависимостей нашим детям обеспечена. (Углов Г.Ф. Самоубийцы.- СПб., 1996).

Церковь называет это проклятием. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал.5.19-21) Семь проклятых поколений после одного пьяницы - болезни, несчастья, преждевременные смерти, нравственная, умственная и социальная деградация - вырождение рода....

Можно ли спастись? Можно! Через покаяние и изменение образа жизни. Но почему же человеку так трудно это осуществить?

-Почему один больной идёт на лечение осознанно, добровольно, а другой, у которого причины для изменения образа жизни, может, даже основательнее и серьёзнее, и слышать ничего не хочет о том, чтобы обратиться к специалисту?

-Почему кто-то просит о помощи на ранних стадиях зависимости, а кто-то - лишь после больших жизненных потерь? Кто-то же не придёт лечиться никогда, так и уйдёт в мир иной пьяницей, наркоманом?

-Почему один пациент, став трезвенником, радуется, а другой - тяготится, скучает, завидует пьющим?

-Почему сами врачи-наркологи часто не верят в своё лечение, считают, будто бы алкоголизм неизлечим?

Интересный эксперимент поставила сама жизнь. Два молодых человека, братья -однояйцевые близнецы, обратились за консультацией по поводу психотерапевтической помощи при алкоголизме. Всё в их судьбах складывалось одинаково: родители, детский сад, школа, училище, служба в армии, оба холостые и работали в одной строительной бригаде - полное совпадение физических данных, условий и жизненного опыта. Но один из братьев твёрдо решил лечиться от алкоголизма, а другой сопротивлялся уговорам так, что дело едва не дошло до драки!

Может быть, кроме психической и физической зависимостей, которые составляют медицинскую сущность алкоголизма и других наркоманий, есть ещё какая-то? Да! Такая зависимость существует. Духовная. (ГригорьевГ.И. Становление и организация духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей.- СПб., 2007)

В чём она состоит? Как от неё освободиться?

Если обратиться только к медицинской науке, она ответа на эти вопросы не даст.

Лишь по мере вхождения в духовную жизнь Церкви, изучения Святого Писания и святоотеческих творений, а также трудов верующих учёных можно понять, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, самой болезни не осознаёт.

Кто же затмевает разум человека? - Лукавый дух, невидимая злая сила затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Согласно православному учению, человек добровольно отдаёт свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне тёмных сил. (ГригорьевГ.И. Становление и организация духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей.- СПб., 2007)

Об утрате человеком собственной воли убедительно и просто говорил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не делаю того, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим.7:15)... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).

На приёме у медицинского психолога немолодой пациент, который не употребляет алкоголь уже четырнадцать лет. За все эти годы ни разу за психотерапевтическим закреплением не обращался. И вдруг пришёл. Нервный, потемневший какой-то... Очень боится нарушить трезвость. 

-Заболела у меня жена, - рассказал мужчина, - под вопросом страшный диагноз: рак. Лежит она на обследовании в онкологии, а я - один...Иду с работы домой, мысли в голову лезут нехорошие, воображение мне такие картинки рисует, сами понимаете...ну, похороны там... одиночество...

И вдруг голос откуда-то слышу (он так и сказал: откуда-то!): «Зачем тебе трезвость твоя нужна, для кого, если жена умрёт? Зайди в магазин, купи бутылочку винца, выпей - хоть расслабишься немного, забудешься».

И я подумал: действительно, выпью и расслаблюсь. Но в этот момент другой голос как будто слышу: «В магазин ты всегда успеешь, сначала зайди домой. Послушай меня - зайди домой!» Я и послушался.

А дома жена меня встретила. Диагноз не подтвердился! Всё будет у нас хорошо... Только мысль эта: пойди выпей - не даёт мне теперь покоя.

Просто уже с ума от неё схожу! Боюсь я, что нарушу трезвость. Новый год скоро, гости приедут. Помогите! Не хочу снова пьяницей становиться...

Такой большой стаж трезвости, а достаточно было принять мысль греховную, согласиться и - потерял человек свою волю, отдал её лукавому, словно и не было тех счастливых четырнадцати лет...

Прав был св. Иоанн Кронштадский, когда говорил: «Бойся прежде всего мыслей греховных»! Через мысли Лукавый входит в наше сердце. Апостол Павел спрашивал у согрешившего: «...для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5: 3).

Лукавый дух разжигает в своей жертве эгоизм, самоуверенность, самооправдание, всё более отдаляя человека от покаяния, а значит и от исцеления...

Блаженный старец Паисий Святогорец (1924 - 1994гг.), который подвязался на Святой Афонской Горе, учил: «...При обращении к Богу человек получает от Него силу, просвещение и утешение, необходимые в начале пути. Но только лишь человек начнёт духовную борьбу, как враг воздвигает против него жестокую брань. Вот тогда-то необходимо проявить немножко выдержки... Тоже самое происходит, когда человек хочет отстать от дурной привычки - например, от курения, наркотиков, пьянства. Вначале он чувствует радость и бросает эту привычку. Потом он видит, как другие курят, употребляют наркотики, пьют, и терпит сильнейшую брань. Если человек преодолеет эту брань, то потом ему уже нетрудно отказаться от этой страсти, повернуться к ней спиной. Надо немножко и поподвизаться, побороться. Тангалашка своё дело делает - так что же мы не делаем своего?... Враг обладает силой только тогда, когда мы сами складываем своё духовное оружие».

Покаяние и обращённость к Богу с верою - основа православной духовно ориентированной психотерапии. Медицина, но базирующаяся на учении и опытном служении Православной Церкви, лечит тело и укрепляет нравственное здоровье личности, способствует единению в человеке его физических, психических и духовных свойств, что означает переход к новому качеству жизни. (ГригорьевГ.И. Становление и организация духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей.- СПб., 2007)

Итак, Священное Писание, история и страшные результаты массовой алкоголизации страны побуждают христианина покаяться и полностью отказаться от употребления алкоголя. Но при этом трезвость для православного человека не является самоцелью.

Пьянство - далеко не единственный грех, нуждающийся в искоренении. «В глубине нашего сердца пребывают иной раз такие скрытые страстности, что мы совсем и не знаем, что это страсти. Как же можно допускать в себе такую дерзость, чтоб думать, будто мы совсем уже очистились от страстей? Даже пророк Давид не мог узреть этого в себе, почему всегда молил Бога: «От тайных моих очисти меня» (Пс.18.13).

Отказ от алкоголя со смирением - это средство к стяжанию Божиих даров, потому что полная трезвость помогает бороться человеку со своими страстями и приводит к бодрствованию и трезвению ума.

Понятие трезвения обширно. В православном понимании - это «христианская умеренность в потреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел». (Библейская энциклопедия. М., 1891). А все благочестивые подвиги: пост, молитвословие, бдение, коленопреклонения, выстаивание церковных служб, паломничества ко святыням, добровольные обеты воздержания от мяса и вина, и проч., раздача милостыни - всё это лишь средства и способы к достижению цели: совершенства, исполненного добродетелями. (Исцеление словом. Исцеление верой. - СПб., 2002)

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» предупреждает Апостол (1Петр. 5.8).

...Древние греки ничего не знали о генах и о клетках головного мозга, но, оказывается, они были во много раз мудрее нас, потому что оставались трезвыми.

Советная Наталья Викторовна.



Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.12258 c.