Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 23. Авторитет и авторитарность.

Здравствуйте,  уважаемые   радиослушатели.

Темой  сегодняшнего   урока   по  педагогике  я  выбрала  вопросы  авторитета и  проблемы  авторитарности.  Эта  тема,  так сказать,  сама  напрашивается  как  некий  итог   всех  наших  последних  бесед  посвященных  стилю  общения  с детьми,  основанном  на  активном  слушании ребенка с целью  создания  благожелательной, доверительной  атмосферы.

Для  некоторых  радиослушателей  этот  метод  общения  с детьми,   возможно,  показался  необычным,  возможно  даже  трудно  исполнимым,  а  для  некоторых  может  быть и таким, в котором  теряется  авторитет  родителей,  так  как  главным  признаком,  что  вы  используете  метод  активного  слушания  является  ваше  искреннее  уважение  к  ребенку,  к  его  эмоциональному  переживанию,  его  интересам,  его  состоянию  и  потребностям.  Конструктивный  способ  решения  семейных   проблем  приглашает  к сотрудничеству,  а не к противоборству  и насилию. 

Сразу  замечу,  что  в  отвержении  и  даже  некоем  предубеждении  к  этим  законам  общения,  скорее  всего,  лежит  боязнь  труда  по   изменению  самого  себя.  Это  очень  большой  душевный  труд.   Как  я  уже  говорила  от техники, которая  кажется  просто  внешним поведением, процесс  идет   вглубь. Со временем  родители, решившиеся на доверительный и уважительный  стиль общения с ребенком,   начинают  находить в себе  больше терпения, меньше раздражаться,  лучше видеть, как и отчего  ребенку  бывает плохо. Получается так, что «техника»  активного слушания  оказывается    средством преображения родителей.   Мы  думаем,  что применяем  ее к детям,  а она  меняет нас самих.   В этом -  ее чудесное  скрытое  свойство.   Но  это  не фокус,  и не магические  заклинания,  это большая,  внутренняя  работа,  направленная  на  изменение  себя.  Работа, требующая  упорства,  целеустремленности  и  веры  в то,  что, изменяя  себя  и  свое  отношение  к  близким   в сторону  уважения, любви, терпения,  смирения, а именно эти качества,  прежде всего,  проявляются  в  этом методе,  вы  проявляете  в себе  образ  Божий  и помогаете  другим сделать то же.    

Но,  тем  не менее,  я  знаю,  что все же  возникает  вопрос о том,  не страдает ли  родительский  авторитет  в  случае  применения  этой  техники  общения.  

Давайте  обсудим  различия  между  двумя  понятиями:  авторитетом   и авторитарностью. 

Авторитарным  называют  человека,  который  стремится  к  власти  и, пользуясь  силой,  добивается  от  других  подчинения.   Сила  может быть разная, от прямо  буквальной - мускульной, до  завуалированной,  натягивающей  на  себя  маску  чужого  авторитета.  Все  промежуточные  виды  авторитарности  -  это все равно  давление,  посягающее на свободу  человека.  Выполнение  действий  под  напором  авторитарности -  рабство.  Средством  авторитарного  человека  часто  является  манипуляция  другим  человеком,  управление  им  с  помощью  рычагов  вины  и страха.  В  этом  случае  происходит  игнорирование  интересов  другого,  скрытое  воздействие  с   опорой  на  стереотипы  и автоматизмы. 

Авторитетен  же  тот,  чье  влияние  на  поступки  других  основано  на  искреннем признании  и уважении  его  мнения,  его  личных  качеств: компетентности,  справедливости,  честности  и доброжелательности.  Эти  внутренне  качества  авторитетного   человека   не  декларируются  формально,  а  полностью  подтверждаются  его  личным  поведением,  поступками, деятельностью.  Авторитетный  человек не  унизит  себя  тем,  что  будет  оказывать на  другого  давление с целью  получения  собственной  выгоды, т.е.  не относится  к  нему  как  к  средству,  а  только  как  к  самоценности,  вне  зависимости  от  его  возраста,  уровня развития  и  интеллекта.     

Этот авторитет  родители имеют вначале просто потому, что они  взрослые,  а ребенок  еще мал, неумел  и слаб.  В  первые годы  жизни  такой естественный  авторитет  дает  ребенку очень  много.  Он  бессознательно  «впитывает»  от  родителей  все:  манеры  поведения,  вкусы  и взгляды,  ценности  и моральные  нормы.   Но со временем соотношение сил меняется.  Происходит  неизбежное выравнивание  возможностей  детей  и родителей.  Может  случиться,  что папа  уже не  знает, как  решить задачу,  с которой  справляется  сын,  а мама  не  прочла  столько  книг,  сколько ее дочь.

Наступает  критический  момент, когда  авторитет   родителей  перестает  держаться  на преимуществах  возраста.

Что  же тогда  происходит?

Родители  оказываются  перед  драматическим выбором  между  заслуженным  авторитетом  и  авторитарностью.

Путь  авторитарности  -  абсолютно  тупиковый.  Власть,  рассчитанная  на беспрекословное  подчинение  или  страх  наказания, перестает  действовать. 

Наступает момент и  ребенок,  вступает в борьбу  за  самостоятельность,  за  право  реализовать свои  потребности  и цели,  и делает  это со всей  энергией  своих  юных сил.  Дело  порой доходит до открытой  войны.  И  самое опасное на этом пути  -  ощущение  невозможности  повернуть назад.

На  наш  взгляд,  выбор один  -  понять,  что путь  насилия  над  ребенком  безнадежен  и  рано или поздно  приведет  к разрыву  отношений.  Взрослый  теряет авторитет, если  начинает  полагаться на  запреты,  давление  и приказ.

Он  сохраняет  авторитет,  если  остается  образцом  силы  и опытности,  но не силы  приказа,  а  духовной,  личностной  силы,  и той  опытности,  которая  состоит  не в механическом  запасе  знаний,  а в мудром поведении.

Способ, с которым  мы вас  познакомили, помогает проявлять мудрость  в  трудных  для вас и вашего ребенка ситуациях,  и удерживает  вас от опасного  крена в авторитарность.

Сейчас  уже  можно  заметить,  что  это способ  общения  не  только  с детьми.  Это  вообще  способ  общения  между  людьми,  уважающими  личную  свободу,  мысли  и  чувства  другого  человека.  Это далеко не просто «техника». За  ней  стоит  общее положительное  отношение к вашему  собеседнику,  несмотря  на  отдельные  противоречия  и  споры.  Когда  собеседник  видит ваше  доброжелательное  отношение к нему,  то больше  готов искать решение, которое  устроит вас обоих.  

В  данной  связи  может    возникнуть   другой  весьма   своевременный  вопрос.  А как  быть,  если  ребенку  грозит  опасность, а он  настаивает на своем;  что и  здесь  нужно  искать совместное  решение?

Если от  экстренности ваших действий  зависит  жизнь  ребенка, то,  конечно, нужно действовать энергично,   не допуская   возражений.

Однако приказ  и запрет  как  главные  методы  предотвращения  любой  опасности,  не до конца  осознаваемой  ребенком,  не годятся.

Часто разгорается спор  вокруг такого вопроса: нужно ли позволять  малышу  дотронуться  до горящей  свечи,  если  он не слушает  слово  «нельзя»  и продолжает  тянуться к огню?

Одни  родители  считают,  что они должны  настоять  на запрете,  другие же  -  что следует дать ребенку слегка обжечься, если уж он так настаивает.

Не  эта ли альтернатива  встает  перед нами  во многих  и  многих  других  жизненных  ситуациях?   И  чем  старше  дети,  тем  дороже  может стать  плата за приобретение  собственного  опыта.  Как  же  поступить правильно?

Универсального ответа  здесь, конечно, нет.  Но  стоит  помнить, что,  систематически  ограждая  детей от опасности,  мы,  может быть,  подвергаем  их  еще  большей  опасности,  потому  что  лишаем  их  ответственности  за  свои  поступки, лишаем их  накопления  собственного опыта.

В  то же  время  успешная  практика  совместного  разрешения  конфликтов  может  послужить  хорошей  школой  воспитания в ребенке  бдительности  и осмотрительности.
 
Не  будем  забывать победную  силу  доброжелательности,  которую  хорошо  иллюстрирует  известная легенда  о Ветре и Солнце.

Ветер  и Солнце поспорили,  кто быстрее заставит  человека  раздеться.  Ветер  сказал: «Конечно, я!»   Он собрал  свои  силы  и начал дуть сильнее и сильнее.  Но  человек  только  плотнее  запахивал  свое пальто.  Разозлился ветер, задул еще сильнее,  устроил  целую  бурю!  Но чем  больше он  свирепел, тем больше человек кутался в свои  одежды.

«А  теперь  моя  очередь», - сказало  Солнце.  Оно  вышло из-за тучки,  пригрело  все  вокруг,  человеку стало  уютно,  тепло  -  и он  разделся.
 
Родители,  очень  часто  пропускают  тот  момент,  когда  их  взрослеющее чадо  уже  не  хочет  подчиняться     моральным   нормам,  усвоенным  в  раннем  детстве  как  своеобразным  «табу».  Если  маленький  ребенок,  мышление которого не развито, безусловно,  принимает  все  правила  и нормы  поведения,  идущие  от родителей,  то с  формированием  понятийного  мышления  он  начинает  задаваться   вопросами   о причинности, правомерности  и  истинности таких  требований.   И вот  тогда  родители,  привыкшие  управлять  своим  ребенком  с помощью  чувства  вины,  а это очень  действенный  и эффективный  рычаг  управления,  сталкиваются  с  проблемой  не просто непослушания,  а  агрессивной  отчужденности. 

Если  родители были  авторитарны, подавляли  личность  своего  ребенка,  не позволяли  ему  высказывать, а  еще лучше вообще  иметь  свое  суждение и рассуждение  о   явлениях  и фактах  его  жизни,  то  эффект  выстрелившей  пружины  для  них  может  быть ошеломительным.  Но,  честно  говоря,  это  еще  положительный  исход  из  такой  создавшейся  ситуации.  Т.е.  у  ребенка,  уже  юноши или девушки,  все же  нашлись  личностные  силы, чтобы   восстать  и  потребовать  свободы.  В первую  очередь  у  себя  самого, так  как это во  многом  потребность внутреннего  человека - потребность  в  целостности  и  самотождественности.   Гораздо  печальнее,  когда  родительский  деспотизм,  а именно  этим словом-синонимом  можно обозначить  авторитарный метод  воспитания,  берет   верх.

Навешенное  в  первые  годы   жизни  чувство  вины,  не переработанное, не переваренное  собственным  жизненным  опытом,  критическим   мышлением  и  свободой  выбора  не позволяет  личности  пробиться  сквозь  плотную чешую  родительских  «Ты  должен!».  В  итоге  человек так  и не  становится в  полной  мере  человеком,  он  становится  куклой.  После  родителей  им также  легко и безнаказанно  будут  управлять  другие  люди.  И какие  бы  благие  намерения  у   их новых   наставников  не  были,  человек  - не состоялся - не сбылся.  «Самоотречение» -  хорошее  слово, высокого, я бы даже  сказала,  пафосного  смысла - оно высоко  тогда,  когда  человек,  осознанно,  свободно, личностно  «кладет  жизнь  свою  за  други  своя».  Самоотречение ценно, когда  человек перед  этим  сумел  собрать себя,  когда  он  действительно стал  «САМ».  А  когда  отрекаются  от того  чтобы  делать себя  самим собой,  это не  самоотречение - это отречение от самого себя.  Это  в  высшей  степени  предательство.  Это предательство в себе самом  Образа  Божия.  Как  страшно  подумать,  что  мы,  родители,  часто  имеем  к  этому  самое  прямое отношение.

Так что,  вот  дорогие  мамы  и папы,  что  скрывается  под  этими  двумя  очень  похожими словами - авторитет  и  авторитарность.   

Моральное  поведение  необходимо. Иначе  человечество  перестало бы  существовать. 

Но где  должна  укореняться  мораль?  В  душе -  как  догма - табу. Это нельзя и точка.  Нарушил - добавил к своему чувству вины - удлинил  рычаг  для собственной манипуляции.  Любой  запрет  делает для  человека  желанным  то, что запрещено.  

Запрещая,   мы  создаем  образ  запрещаемого, и через некоторое время  у  человека  появляется  желание   сделать то, что запрещено.  А если не делает, то его раздирает противоречие  между  желанием и запретом, между  чувством и долгом.

Сухой закон  увеличивает  потребление алкоголя, сексуальные  запреты  усиливают разврат,  а строгие законы - тяжесть преступлений.  Закон  природы.

Когда  Иисуса  Христа  упрекнули, что он разрушает  заповеди, он ответил, что пришел не  нарушить, а исполнить. 

Ветхий  закон - закон  запретов  на уровне  ТАБУ.  «Не убий», «НЕ укради», «Не прелюбодействуй» и т.д.  - это запреты для детей, не имеющих  собственной  мысли.  Они  должны быть исполнены  из  подчинения - не свободно, а под насилием  воли  другого.

Христос  сказал - не нужен  больше раб, нужен сын. Свободно  избирающий  добро.  Не  чувствами и инстинктами  вы  должны  управляться,  а  разумом.  Душе  мораль  не нужна.  Душе  нужна любовь.  А  как  правильно  поступить,  человек  должен  свободно решать.  Разумно решать.  Для этого он должен научиться думать САМ.  «Познайте  истину  и истина  сделает вас свободными».  

Авторитетный, а не авторитарный  учитель  учит  своего  ученика  всегда    поступать по своей  совести.  Но всегда понимать:  моя совесть может  ошибаться.  Вот тогда то  возникает приятие  других  людей,  будет легче изменить свою  позицию, если вдруг факты покажут, что ты был  не прав.  И поступить по-другому, но это снова будет поступок по своей  совести.    Несмотря  ни на  какие препятствия  - поступать по своей  совести.  Только так можно  двигаться  в  направлении  к  действительной  истине, красоте и  радости жизни.     

Мудрый  учитель  не  будет  ломать своего  ученика,  даже  если  он  видит всю гибельность  предполагаемого поступка.  Он  сделает  все возможное,  употребит всю свою любовь, знания, терпение,  чтобы помочь  ученику не  поступить  не подобающим образом.  Но насилия он себе  не позволит.  Это тупик.  Это  не разрешение проблемы, а  еще большее  ее усугубление.  Также  мудрый  учитель не отвернется  от  своего оступившегося  ученика,  а  будет  готов  сразу протянуть ему  руку помощи,  как только  тот  сам  поймет  неразумность своих действий. 

Даже  Бог  отступил  перед  свободной волей  Адама, решившего   съесть запретный  плод.  Ибо  свободный  выбор  есть истинный  выбор.     Адам  свободно  согрешил  и отпал  от Бога,  а  Бог, заранее предвидя  этот  гибельный  путь,  не  останавливает  человека,  а готовит  Себя  в жертву  для  его  спасения.   Иначе  пропадает весь  смысл  творения  разумной,  свободной и  бессмертной  души  человека.       

Святые  отцы говорили о трех  силах  души  и  о первенстве  разума.  Вот, например,   Святитель Иоанн  Златоуст  пишет:

«Упорядочивши  эти  два  душевныя состояния, и подчинивши их разуму, как непослушных коней, я  разумею похоть и гнев,  поставим  над ними возницею  ум». 

Под  похотью, или  похотливой  частью  души,  Святые  отцы  разумели  желательную  или  волевую  ее часть.  Под  гневом -  раздражительную  или   чувствующую  часть.  И вот над  ними  -  над  этими двумя  частями  и  должна  властвовать  словесно-разумная  часть  души  человека. 

Святитель Афанасий Великий  в  жизнеописании святого Антония  Великого  пишет:

«Душе быть правою  значит разумной  ее силе быть  в  таком  согласии с естеством, в котором она создана...  Будем же домогаться,  чтобы  не властвовала  над нами раздражительность  и не преобладала похоть».

На  этом  я  заканчиваю  сегодняшний  урок  об  авторитете   и авторитарности.  Желаю  вам  Божьей  помощи  в  воспитании  ваших  детей,  до  свидания.



Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06842 c.