Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 23. Авторитет и авторитарность.

Здравствуйте,  уважаемые   радиослушатели.

Темой  сегодняшнего   урока   по  педагогике  я  выбрала  вопросы  авторитета и  проблемы  авторитарности.  Эта  тема,  так сказать,  сама  напрашивается  как  некий  итог   всех  наших  последних  бесед  посвященных  стилю  общения  с детьми,  основанном  на  активном  слушании ребенка с целью  создания  благожелательной, доверительной  атмосферы.

Для  некоторых  радиослушателей  этот  метод  общения  с детьми,   возможно,  показался  необычным,  возможно  даже  трудно  исполнимым,  а  для  некоторых  может  быть и таким, в котором  теряется  авторитет  родителей,  так  как  главным  признаком,  что  вы  используете  метод  активного  слушания  является  ваше  искреннее  уважение  к  ребенку,  к  его  эмоциональному  переживанию,  его  интересам,  его  состоянию  и  потребностям.  Конструктивный  способ  решения  семейных   проблем  приглашает  к сотрудничеству,  а не к противоборству  и насилию. 

Сразу  замечу,  что  в  отвержении  и  даже  некоем  предубеждении  к  этим  законам  общения,  скорее  всего,  лежит  боязнь  труда  по   изменению  самого  себя.  Это  очень  большой  душевный  труд.   Как  я  уже  говорила  от техники, которая  кажется  просто  внешним поведением, процесс  идет   вглубь. Со временем  родители, решившиеся на доверительный и уважительный  стиль общения с ребенком,   начинают  находить в себе  больше терпения, меньше раздражаться,  лучше видеть, как и отчего  ребенку  бывает плохо. Получается так, что «техника»  активного слушания  оказывается    средством преображения родителей.   Мы  думаем,  что применяем  ее к детям,  а она  меняет нас самих.   В этом -  ее чудесное  скрытое  свойство.   Но  это  не фокус,  и не магические  заклинания,  это большая,  внутренняя  работа,  направленная  на  изменение  себя.  Работа, требующая  упорства,  целеустремленности  и  веры  в то,  что, изменяя  себя  и  свое  отношение  к  близким   в сторону  уважения, любви, терпения,  смирения, а именно эти качества,  прежде всего,  проявляются  в  этом методе,  вы  проявляете  в себе  образ  Божий  и помогаете  другим сделать то же.    

Но,  тем  не менее,  я  знаю,  что все же  возникает  вопрос о том,  не страдает ли  родительский  авторитет  в  случае  применения  этой  техники  общения.  

Давайте  обсудим  различия  между  двумя  понятиями:  авторитетом   и авторитарностью. 

Авторитарным  называют  человека,  который  стремится  к  власти  и, пользуясь  силой,  добивается  от  других  подчинения.   Сила  может быть разная, от прямо  буквальной - мускульной, до  завуалированной,  натягивающей  на  себя  маску  чужого  авторитета.  Все  промежуточные  виды  авторитарности  -  это все равно  давление,  посягающее на свободу  человека.  Выполнение  действий  под  напором  авторитарности -  рабство.  Средством  авторитарного  человека  часто  является  манипуляция  другим  человеком,  управление  им  с  помощью  рычагов  вины  и страха.  В  этом  случае  происходит  игнорирование  интересов  другого,  скрытое  воздействие  с   опорой  на  стереотипы  и автоматизмы. 

Авторитетен  же  тот,  чье  влияние  на  поступки  других  основано  на  искреннем признании  и уважении  его  мнения,  его  личных  качеств: компетентности,  справедливости,  честности  и доброжелательности.  Эти  внутренне  качества  авторитетного   человека   не  декларируются  формально,  а  полностью  подтверждаются  его  личным  поведением,  поступками, деятельностью.  Авторитетный  человек не  унизит  себя  тем,  что  будет  оказывать на  другого  давление с целью  получения  собственной  выгоды, т.е.  не относится  к  нему  как  к  средству,  а  только  как  к  самоценности,  вне  зависимости  от  его  возраста,  уровня развития  и  интеллекта.     

Этот авторитет  родители имеют вначале просто потому, что они  взрослые,  а ребенок  еще мал, неумел  и слаб.  В  первые годы  жизни  такой естественный  авторитет  дает  ребенку очень  много.  Он  бессознательно  «впитывает»  от  родителей  все:  манеры  поведения,  вкусы  и взгляды,  ценности  и моральные  нормы.   Но со временем соотношение сил меняется.  Происходит  неизбежное выравнивание  возможностей  детей  и родителей.  Может  случиться,  что папа  уже не  знает, как  решить задачу,  с которой  справляется  сын,  а мама  не  прочла  столько  книг,  сколько ее дочь.

Наступает  критический  момент, когда  авторитет   родителей  перестает  держаться  на преимуществах  возраста.

Что  же тогда  происходит?

Родители  оказываются  перед  драматическим выбором  между  заслуженным  авторитетом  и  авторитарностью.

Путь  авторитарности  -  абсолютно  тупиковый.  Власть,  рассчитанная  на беспрекословное  подчинение  или  страх  наказания, перестает  действовать. 

Наступает момент и  ребенок,  вступает в борьбу  за  самостоятельность,  за  право  реализовать свои  потребности  и цели,  и делает  это со всей  энергией  своих  юных сил.  Дело  порой доходит до открытой  войны.  И  самое опасное на этом пути  -  ощущение  невозможности  повернуть назад.

На  наш  взгляд,  выбор один  -  понять,  что путь  насилия  над  ребенком  безнадежен  и  рано или поздно  приведет  к разрыву  отношений.  Взрослый  теряет авторитет, если  начинает  полагаться на  запреты,  давление  и приказ.

Он  сохраняет  авторитет,  если  остается  образцом  силы  и опытности,  но не силы  приказа,  а  духовной,  личностной  силы,  и той  опытности,  которая  состоит  не в механическом  запасе  знаний,  а в мудром поведении.

Способ, с которым  мы вас  познакомили, помогает проявлять мудрость  в  трудных  для вас и вашего ребенка ситуациях,  и удерживает  вас от опасного  крена в авторитарность.

Сейчас  уже  можно  заметить,  что  это способ  общения  не  только  с детьми.  Это  вообще  способ  общения  между  людьми,  уважающими  личную  свободу,  мысли  и  чувства  другого  человека.  Это далеко не просто «техника». За  ней  стоит  общее положительное  отношение к вашему  собеседнику,  несмотря  на  отдельные  противоречия  и  споры.  Когда  собеседник  видит ваше  доброжелательное  отношение к нему,  то больше  готов искать решение, которое  устроит вас обоих.  

В  данной  связи  может    возникнуть   другой  весьма   своевременный  вопрос.  А как  быть,  если  ребенку  грозит  опасность, а он  настаивает на своем;  что и  здесь  нужно  искать совместное  решение?

Если от  экстренности ваших действий  зависит  жизнь  ребенка, то,  конечно, нужно действовать энергично,   не допуская   возражений.

Однако приказ  и запрет  как  главные  методы  предотвращения  любой  опасности,  не до конца  осознаваемой  ребенком,  не годятся.

Часто разгорается спор  вокруг такого вопроса: нужно ли позволять  малышу  дотронуться  до горящей  свечи,  если  он не слушает  слово  «нельзя»  и продолжает  тянуться к огню?

Одни  родители  считают,  что они должны  настоять  на запрете,  другие же  -  что следует дать ребенку слегка обжечься, если уж он так настаивает.

Не  эта ли альтернатива  встает  перед нами  во многих  и  многих  других  жизненных  ситуациях?   И  чем  старше  дети,  тем  дороже  может стать  плата за приобретение  собственного  опыта.  Как  же  поступить правильно?

Универсального ответа  здесь, конечно, нет.  Но  стоит  помнить, что,  систематически  ограждая  детей от опасности,  мы,  может быть,  подвергаем  их  еще  большей  опасности,  потому  что  лишаем  их  ответственности  за  свои  поступки, лишаем их  накопления  собственного опыта.

В  то же  время  успешная  практика  совместного  разрешения  конфликтов  может  послужить  хорошей  школой  воспитания в ребенке  бдительности  и осмотрительности.
 
Не  будем  забывать победную  силу  доброжелательности,  которую  хорошо  иллюстрирует  известная легенда  о Ветре и Солнце.

Ветер  и Солнце поспорили,  кто быстрее заставит  человека  раздеться.  Ветер  сказал: «Конечно, я!»   Он собрал  свои  силы  и начал дуть сильнее и сильнее.  Но  человек  только  плотнее  запахивал  свое пальто.  Разозлился ветер, задул еще сильнее,  устроил  целую  бурю!  Но чем  больше он  свирепел, тем больше человек кутался в свои  одежды.

«А  теперь  моя  очередь», - сказало  Солнце.  Оно  вышло из-за тучки,  пригрело  все  вокруг,  человеку стало  уютно,  тепло  -  и он  разделся.
 
Родители,  очень  часто  пропускают  тот  момент,  когда  их  взрослеющее чадо  уже  не  хочет  подчиняться     моральным   нормам,  усвоенным  в  раннем  детстве  как  своеобразным  «табу».  Если  маленький  ребенок,  мышление которого не развито, безусловно,  принимает  все  правила  и нормы  поведения,  идущие  от родителей,  то с  формированием  понятийного  мышления  он  начинает  задаваться   вопросами   о причинности, правомерности  и  истинности таких  требований.   И вот  тогда  родители,  привыкшие  управлять  своим  ребенком  с помощью  чувства  вины,  а это очень  действенный  и эффективный  рычаг  управления,  сталкиваются  с  проблемой  не просто непослушания,  а  агрессивной  отчужденности. 

Если  родители были  авторитарны, подавляли  личность  своего  ребенка,  не позволяли  ему  высказывать, а  еще лучше вообще  иметь  свое  суждение и рассуждение  о   явлениях  и фактах  его  жизни,  то  эффект  выстрелившей  пружины  для  них  может  быть ошеломительным.  Но,  честно  говоря,  это  еще  положительный  исход  из  такой  создавшейся  ситуации.  Т.е.  у  ребенка,  уже  юноши или девушки,  все же  нашлись  личностные  силы, чтобы   восстать  и  потребовать  свободы.  В первую  очередь  у  себя  самого, так  как это во  многом  потребность внутреннего  человека - потребность  в  целостности  и  самотождественности.   Гораздо  печальнее,  когда  родительский  деспотизм,  а именно  этим словом-синонимом  можно обозначить  авторитарный метод  воспитания,  берет   верх.

Навешенное  в  первые  годы   жизни  чувство  вины,  не переработанное, не переваренное  собственным  жизненным  опытом,  критическим   мышлением  и  свободой  выбора  не позволяет  личности  пробиться  сквозь  плотную чешую  родительских  «Ты  должен!».  В  итоге  человек так  и не  становится в  полной  мере  человеком,  он  становится  куклой.  После  родителей  им также  легко и безнаказанно  будут  управлять  другие  люди.  И какие  бы  благие  намерения  у   их новых   наставников  не  были,  человек  - не состоялся - не сбылся.  «Самоотречение» -  хорошее  слово, высокого, я бы даже  сказала,  пафосного  смысла - оно высоко  тогда,  когда  человек,  осознанно,  свободно, личностно  «кладет  жизнь  свою  за  други  своя».  Самоотречение ценно, когда  человек перед  этим  сумел  собрать себя,  когда  он  действительно стал  «САМ».  А  когда  отрекаются  от того  чтобы  делать себя  самим собой,  это не  самоотречение - это отречение от самого себя.  Это  в  высшей  степени  предательство.  Это предательство в себе самом  Образа  Божия.  Как  страшно  подумать,  что  мы,  родители,  часто  имеем  к  этому  самое  прямое отношение.

Так что,  вот  дорогие  мамы  и папы,  что  скрывается  под  этими  двумя  очень  похожими словами - авторитет  и  авторитарность.   

Моральное  поведение  необходимо. Иначе  человечество  перестало бы  существовать. 

Но где  должна  укореняться  мораль?  В  душе -  как  догма - табу. Это нельзя и точка.  Нарушил - добавил к своему чувству вины - удлинил  рычаг  для собственной манипуляции.  Любой  запрет  делает для  человека  желанным  то, что запрещено.  

Запрещая,   мы  создаем  образ  запрещаемого, и через некоторое время  у  человека  появляется  желание   сделать то, что запрещено.  А если не делает, то его раздирает противоречие  между  желанием и запретом, между  чувством и долгом.

Сухой закон  увеличивает  потребление алкоголя, сексуальные  запреты  усиливают разврат,  а строгие законы - тяжесть преступлений.  Закон  природы.

Когда  Иисуса  Христа  упрекнули, что он разрушает  заповеди, он ответил, что пришел не  нарушить, а исполнить. 

Ветхий  закон - закон  запретов  на уровне  ТАБУ.  «Не убий», «НЕ укради», «Не прелюбодействуй» и т.д.  - это запреты для детей, не имеющих  собственной  мысли.  Они  должны быть исполнены  из  подчинения - не свободно, а под насилием  воли  другого.

Христос  сказал - не нужен  больше раб, нужен сын. Свободно  избирающий  добро.  Не  чувствами и инстинктами  вы  должны  управляться,  а  разумом.  Душе  мораль  не нужна.  Душе  нужна любовь.  А  как  правильно  поступить,  человек  должен  свободно решать.  Разумно решать.  Для этого он должен научиться думать САМ.  «Познайте  истину  и истина  сделает вас свободными».  

Авторитетный, а не авторитарный  учитель  учит  своего  ученика  всегда    поступать по своей  совести.  Но всегда понимать:  моя совесть может  ошибаться.  Вот тогда то  возникает приятие  других  людей,  будет легче изменить свою  позицию, если вдруг факты покажут, что ты был  не прав.  И поступить по-другому, но это снова будет поступок по своей  совести.    Несмотря  ни на  какие препятствия  - поступать по своей  совести.  Только так можно  двигаться  в  направлении  к  действительной  истине, красоте и  радости жизни.     

Мудрый  учитель  не  будет  ломать своего  ученика,  даже  если  он  видит всю гибельность  предполагаемого поступка.  Он  сделает  все возможное,  употребит всю свою любовь, знания, терпение,  чтобы помочь  ученику не  поступить  не подобающим образом.  Но насилия он себе  не позволит.  Это тупик.  Это  не разрешение проблемы, а  еще большее  ее усугубление.  Также  мудрый  учитель не отвернется  от  своего оступившегося  ученика,  а  будет  готов  сразу протянуть ему  руку помощи,  как только  тот  сам  поймет  неразумность своих действий. 

Даже  Бог  отступил  перед  свободной волей  Адама, решившего   съесть запретный  плод.  Ибо  свободный  выбор  есть истинный  выбор.     Адам  свободно  согрешил  и отпал  от Бога,  а  Бог, заранее предвидя  этот  гибельный  путь,  не  останавливает  человека,  а готовит  Себя  в жертву  для  его  спасения.   Иначе  пропадает весь  смысл  творения  разумной,  свободной и  бессмертной  души  человека.       

Святые  отцы говорили о трех  силах  души  и  о первенстве  разума.  Вот, например,   Святитель Иоанн  Златоуст  пишет:

«Упорядочивши  эти  два  душевныя состояния, и подчинивши их разуму, как непослушных коней, я  разумею похоть и гнев,  поставим  над ними возницею  ум». 

Под  похотью, или  похотливой  частью  души,  Святые  отцы  разумели  желательную  или  волевую  ее часть.  Под  гневом -  раздражительную  или   чувствующую  часть.  И вот над  ними  -  над  этими двумя  частями  и  должна  властвовать  словесно-разумная  часть  души  человека. 

Святитель Афанасий Великий  в  жизнеописании святого Антония  Великого  пишет:

«Душе быть правою  значит разумной  ее силе быть  в  таком  согласии с естеством, в котором она создана...  Будем же домогаться,  чтобы  не властвовала  над нами раздражительность  и не преобладала похоть».

На  этом  я  заканчиваю  сегодняшний  урок  об  авторитете   и авторитарности.  Желаю  вам  Божьей  помощи  в  воспитании  ваших  детей,  до  свидания.



Старый стиль 15Июль пятница Новый стиль) 28Июль Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Кирика и Иулитты (ок. 305). Совершается всенощное бдениеРавноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015). Мч. Авудима (IV). Собор Киевских святых. Сщмч. Петра диакона (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16, или Мф., 55 зач., XIII, 44-54 . Лит. - Равноап.: Гал., 200 зач., I, 11-19. Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9.* По благословению Святейшего Патриарха Алексия II вместо 36-го зачала Евангелия от Иоанна можно прочесть 55-е зачало Евангелия от Матфея. Служба мчч. Кирика и Иулитты переносится на 14(27) июля. Молитвы Тропарь равноапостольного великого князя Владимираглас 4Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер - Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых. Тропарь равноапостольного великого князя Владимираглас 1Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти:/ слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую. Ин тропарь равноапостольного великого князя Владимираглас 8Правоверия наставниче/ и всея Руси просветителю,/ благочестивый великий княже Владимире,/ святым Крещением всех просветил еси/ и церкви многи славны украсил еси,/ о премудре Василие,/ Христа Бога моли спастися душам нашим. Кондак равноапостольного великого князя Владимираглас 8Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых. Ин кондак равноапостольного великого князя Владимираглас 8Изрядному воеводе и правоверному,/ благодарственная восписует ти вся Русь, Василие, имущи тя начальника и заступника,/ яко избавил еси нас от всякия скверны и лести, темже ти вопием:/ радуйся, великий княже Владимире преблаженне. Ин кондак равноапостольного великого князя Владимираглас 4Отеческу прелесть, идолы, яко суетни, отверг,/ Христа, всех истиннаго Бога, Царя и Благодателя, познал еси./ Темже и люди, изрядны Тому, святым Крещением просветил еси,/ преславне Владимире./ Сего ради почитаем тя,/ яко Троице служителя,/ Христа моли даровати нам велию милость. Величание Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго. Показать ещё молитвы Тропарь мучеников Кирика и Иулиттыглас 8Яко лоза благоплодная, Иулитто честная,/ грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу,/ сына твоего Кирика славнаго,/ мучением того богатно украсивши/ и твоею кровию навершивши,/ тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних,/ идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии. Ин тропарь мучеников Кирика и Иулиттыглас 4Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша. Кондак мучеников Кирика и Иулиттыглас 4Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика,/ на подвизе мужески веселящися, взываше:/ Христос есть мучеников похвала. Ин кондак мучеников Кирика и Иулиттыглас 2Жертва приятна, Богови приносима,/ и свидетель верен Христов являемь,/ с материю пострадал еси Иулиттою, Кириче славне,/ с неюже Христа Бога молити не престай о всех нас. Службы15 июля: Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. 14 июля: Апостола Акилы. Мучеников Кирика и Иулитты Сайты приходов: Абаканская епархия:Свято-Владимирский храм г. Абакан Армавирская епархия:Храм Владимира равноапостольного хут. Октябрьский Арсеньевская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Терней Храм св. кн. Владимира пос. Тимофеевка Астраханская епархия:Cобор св. равноапостольного князя Владимира г. Астрахань Барнаульская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Заринск Бежецкая епархия:Князь-Владимирский Собор г. Удомля Белгородская епархия:Свято-Троицкий мужской Холковский монастырь с. Холки Благовещенская и Тындинская епархия:Храм св. кн. Владимира пгт. Магдагачи Борисоглебская епархия:Храм Рождества Христова пгт. Анна Брянская епархия:Храм во имя великого равноапостольного князя Владимира пгт. Клетня Великолукская епархия:Храм св. кн. Владимира дер. Михайлов Погост Храм св. кн. Владимира с. Стуколово Храм св. кн. Владимира пос. Усть-Долыссы Великоустюжская епархия:Храм святого равноапостольного Великого князя Владимира г. Красавино Волгоградская епархия:Храм Святого равноапостольного князя Владимира г. Волгоград Храм в честь святого благоверного князя Владимира г. Волгоград Воронежская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Стрелица Храм Святого Равноапостольного Великого князя Владимира г. Воронеж Выборгская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. им. Свердлова Вяземская епархия:Свято-Владимирский мужской монастырь на истоке Днепра дер. Дудкино Гатчинская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Коммунар Днепропетровская епархия:Храм Святого Равноапостольного князя Владимира г. Днепропетровск Донецкая и Мариупольская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Ясиноватая Ейская епархия:Храм Равноапостольного князя Владимира г. Тимашевск Екатеринбургская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Монетный Храм св. кн. Владимира г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм во имя святых мучеников Кирика и Иулитты с. Димитров Храм святого князя Владимира п. Октябрьский Енисейская епархия:Храм св. кн. Владимира при ЦРБ г. Енисейск Запорожская и Мелитопольская епархия:Свято-Владимирский храм г. Вольнянск Иваново-Вознесенская епархия:Храм в честь Богородицы "Всех Скорбящих Радости" г. Фурманов Иркутская епархия:Князе - Владимирский храм г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Владимира равноапостольного дер. Бурмистрово Казанская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с. Казыли Храм св. кн. Владимира пос. Октябрьский Успенский Зилантов женский монастырь г. Казань Калининградская епархия:Храм равноапостольного великого князя Владимира Калужская епархия:Храм свв. кнн. Владимира и Ольги г. Обнинск Храм Архангела Михаила г. Калуга Канашская епархия:Храм св. кн. Владимира равноапостольного с. Старые Шимкусы Канская епархия:Храм св. кн. Владимира дер. Красногорьевка Карасукская епархия:Храм во имя св. равноапостального кн. Владимира г. Карасук Касимовская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Гиблицы Храм Владимира Равноапостольного и Марины Мученицы дер. Лункино Киевская епархия:Храм в честь Равноапостольного Великого князя Владимира г. Киев Кишиневская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Кишинев Костромская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Кострома Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне г. Кострома Краснослободская епархия:Храм Равноапостольного князя Владимира с. Новотроицкое Кудымкарская епархия:Храм Владимира равноапостольного с. Полозово Кузнецкая епархия:Храм Космы и Дамиана с. Большой Вьяс Курганская епархия:Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского г. Курган Кызыльская епархия:Храм св. кн. Владимира с. Балгазын Ливенская епархия:Корсунская Князь-Владимирская мужская пустынь с. Корсунь Липецкая епархия:Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Липецк Храм св. кн. Владимира г. Липецк Луганская епархия:Свято-Владимирский храм г. Алчевск Магнитогорская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Цементный Могилевская и Мстиславская епархия:Храм равноап. вел. кн. Владимира а.г. Межисятки Московская епархия (городская):Храм Преображения Господня во Введенском г. Звенигород Князь-Владимирский Храм дер. Нагорное Храм св. кн. Владимира и св. кнг. Ольги в Черемушках г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Талеж Храм св. равноап. вел. кн. Владимира в Старых Садех г. Москва Храм Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм св. равноапостольно князя Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова г. Москва Храм святого равноапостольного князя Владимира, в Новогиреево г. Москва Храм равноап. вел. кн. Владимира на Химкинском кладбище г. Москва Храм Святого Равноапостольного князя Владимира при Епархиальном Доме г. Москва Храм Воскресения Христова в Шереметьево г. Москва Московская епархия (областная):Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы г. Дмитров Князь-Владимирский храм с. Талицы Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь г. Москва Храм Владимира равноапостольного с. Никольское - Трубецкое Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Зарайск Храм Рождества Христова г. Луховицы Храм Святителя Николая Чудотворца с. Семеновское Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Успенское Храм кн. Владимира равноапостольного дер. Новофрязино Нарвская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Нарва-Йыэсуу Домовый храм св. кн. Владимира г. Нарва-Йыэсуу Находкинская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Ливадия Нижегородская епархия:Храм Владимира равноапостольного с. Сартаково Нижнетагильская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Висим Женский Свято-Пантелеимоновский монастырь г. Краснотурьинск Новгородская епархия:Храм мчч. Кирика и Иулитты дер. Лучки Храм блгв. кн. Владимира Новгородского пос. Панковка Новороссийская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Анапа Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Одесская епархия:Храм св. равноап. Владимира и мц. Людмилы Чешской г. Одесса Омская епархия:Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Пензенская епархия:Храм Владимира равноапостольного при онкологическом центре г. Пенза Покровская епархия:Храм св. кн. Владимира с. Камышово Псковская епархия:Храм св. кн. Владимира дер. Вернявино Пятигорская епархия:Храм равноап. кн. Владимира г. Новопавловск Рижская епархия: Свято-Владимировский храм г. Юрмала Ростовская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Батайск Князь-Владимирский храм г. Ростов-на-Дону Самарская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Сызрань Храм в честь Владимира равноапостольного г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Князь-Владимирский собор г. Санкт-Петербург Храм Святой Живоначальной Троицы в Ораниенбауме г. Ломоносов Храм св. равноап. вел. кн. Владимира г. Санкт-Петербург Храм Владимира равноапостольного пос. Усть-Ижора Храм св. равноап. вел. кн. Владимира пос. Лисий Нос Саратовская епархия:Храм во имя Святого Равноапостольного великого князя Владимира г. Саратов Сарненская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Кузнецовск Сердобская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Сердобск Сиднейская и Австралийско-Новозеландская епархия:Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира г. Сидней Симбирская епархия:Храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира г. Ульяновск Симферопольская епархия:Собор Владимира равноапостольного в Херсонесе г. Севастополь Славгородская епархия:Храм Владимира равноапостольного с. Мамонтово Смоленская епархия:Храм святого равноапостольного князя Владимира г. Сафоново Средне-Американская епархия:Храм равноап. вел. кн. Владимира г. Анн-Арбор Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм святого равноапостольного великого князя Владимира пос. Радуга Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Невинномысск Таллинская епархия:Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского г. Таллин Тамбовская епархия:Храм в честь святого равноапостольного князя Владимира пос. Токаревка Ташкентская епархия:Храм св. Равноапостольного вел. князя Владимира г. Ташкент Тверская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Савцыно Тихорецкая епархия:Свято-Владимирский храм г. Кореновск Тобольская епархия:Свято-Владимирский храм с. Петелино Тульская епархия: Храм св. кн. Владимира г. Тула Улан-Удэнская и Бурятская епархия:Храм Владимира Равноапостольного пос. Монды Уфимская епархия:Храм св. кн. Владимира дер. Мончазы Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира г. Ханты-Мансийск Крестильный храм в честь св. кн. Владимира г. Покачи Херсонская епархия:Храм св. вел. князя Владимира г. Херсон Чебоксарская епархия:Собор святого равноапостольного князя Владимира г. Новочебоксарск Челябинская епархия:Храм святого князя Владимира пос. Смолино Чикагская епархия:Храм святого равноапостольного князя Владимира г. Хьюстон Читинская епархия:Князе-Владимирский храм г. Хилок Шахтинская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Шахты Храм св. кн. Владимира пос. Кадамовский Ярославская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06623 c.