Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

01.10.2018 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 7 (192) Сентябрь-октябрь 2018 г.

30.09.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

25.09.2018 | Организаторы трезвенного движения новообразованнных епархий встретились в Москве

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 24. Манипуляция.

Здравствуйте,  уважаемые   радиослушатели.

За  последнее время,  в  связи  с обсуждением   нами  тем,  посвященных  общению  с детьми,  мне  неоднократно  задавали  вопросы  о том,  можно  ли  использовать  этот  метод  в  общении  с   взрослыми  людьми.   Ответ,  конечно,  положительный  -  можно,  и даже  нужно.  Этот  метод  позволит  вам  лучше  понять  вашего  собеседника,  а  также  даст  дополнительную  возможность  к  тому,  чтобы  и вас  лучше  поняли.  Это  бесспорно так,  и ничего  плохого,  а  тем  более  вредного  метод  уважительного  общения   принести  не  может.  

Но  во  взрослом  мире  не  все  так  просто,  искренне  и  однозначно  как  в  мире  детском.  Некоторым  людям, провоцирующим общение,    главнее  не  быть  понятым  или  тем  более  понять  другого,  а   сделать так,  чтобы  этот  другой  просто  выполнил,  то есть  сделал,  так  как  им  этого  хочется.   Здесь  на  первый  план  выходит  отношение  к  другому  человеку, не как к разумному,  имеющему  свои  цели   и  свой  путь жизни  человеку,  а как  к  биологической  машине,  способной  исполнить  то,  что  необходимо  первому. Т.е. использование  человека в качестве  средства  для  достижения  собственных корыстных  целей.  Это  называется  манипуляция.  Вот  о  ней,  о  ее  формах  и закономерностях  мне  сегодня  и хочется  с вами  поговорить. 

Начну  с того,  что  естественно  не  всякое  общение взрослых есть  попытка управлять  другим  человеком  в  своих  интересах.  О  радости  общения,  об  искренности, преданности,  живом участии  и  сопереживании  сегодня  мы  говорить не будем,  но  всегда  будем  помнить,  что они  есть,  что  это  главная  радость нашей  жизни  и  главное  богатство, так как  именно  в  этом  проявляется  любовь.   А без  любви,   какая же это жизнь?

Те  из  нас,  кто  разбирается  в человеческой  природе,  знают,  что  деловое  общение    (общение взрослых  людей),  приносящее   радость и удовольствие,  -  это подарок,  россыпь  жемчуга.  Опыт  социальной  жизни  делает  большинство  людей  жестче  и недоверчивее.   Стремление к самореализации  одного  нередко  мешает  жить другому.  И  феномен манипуляции  становится уже не частным  случаем   коммуникативной  практики, а стилем  взаимодействия  между  людьми.  Во  всяком  случае,  в  крупных  городах. 

Манипуляция  сознанием,  манипуляция  чувствами,  зомбирование,  программирование,  подчинение чужой  воле,  испытание  на  способность «держать  удар»  и,  наконец,  обман  -  вот  явления,  которые  получили  широкое  распространение   сейчас,  на  рубеже  веков. 

Итак,  начнем  по  порядку.  Давайте  разберемся  с  первым  вопросом. Если  манипуляция  в  общем  определении  есть  попытка  управления - моделирования   поведения   другого  человека,  то,  скорее всего,  не  надо  все  вместе  валить в одну  кучу.   

Мы, повсеместно моделируем  поведение  других,  оказывая на них  определенное  влияние.  Педагоги,  воспитатели,  родители  моделируют  поведение детей, используя  специальные  педагогические  техники.   Начальники  моделируют  поведение подчиненных,  вводя  стандарты  корпоративной  культуры,  должностные  инструкции  и предписания.   Бизнес-партнеры  моделируют поведение друг-друга,  используя  технологии ведения переговоров.  Размышляя о том,   какое  впечатление   мы  хотим произвести,  мы  начинаем  моделировать  свой  образ  и стиль поведения. 

Собственно,  в  этом  нет  ничего плохого, если это не заходит слишком  далеко   и не приносит  вреда.  Поэтому, когда мы говорим о моделировании поведения,  мы обязательно  должны  помнить  об  этике  и  чувстве  меры.

В  формате  моделирования  поведения  можно  выделить  четыре  основных  технологии,  которые одновременно  являются и  уровнями моделирования:

1.     Майевтика.

2.     Цивилизованное  влияние.

3.     Манипуляция.

4.     Варварство.

Самый  высокий  уровень  моделирования  поведения,  самая  гуманная  технология  моделирования  поведения  -  майевтика.  Этот термин  достался нам  в  наследство от  великого мыслителя  и учителя - Сократа.   В переводе это слово означает - повивальное искусство.  Майевтика - это способ моделирования  поведения  другого  таким образом,  чтобы он сам пришел  к  важному  для  себя  осознанию.   Майевтика  как  технология  включает  в себя  выстроенную  в  логической  последовательности  цепочку вопросов,  отвечая на которые,  человек  приходит  к важным  для  себя  открытиям  сам.  Цепочку вопросов  можно  заменить  искусством  создания  ситуаций,  оказываясь  в которых,  человек  набирает опыт и развивается. 

Майевтика -  это способ  передачи  важных  жизненных  знаний  от  учителя к ученику, от родителя к ребенку.  Сознание  ученика еще  недостаточно зрелое,  чтобы  принять истину, поэтому  учитель создает ситуации,  в которых  сама Жизнь  учит  человека,  подводит его  к прозрению  и  пониманию. 

Майевтика - это способ управления сознанием человека, свободный от корысти  управляющего.  Учитель не имеет меркантильного интереса, он лишь стремится привести  ученика к важным для него  открытиям.  Иногда, правда,  ученику приходится «набивать  себе  шишки».  Но это необходимая плата  за урок, а также способ обучения.        

Вы,  наверно,  уже  почувствовали,  что все наши  предыдущие передачи - по активному  слушанию,  «Я-сообщениям»,  конструктивному разрешению  конфликтов  в  основе своей  используют  именно эти принципы  и  техники  обучения  и воспитания.  Эти способы  позволяют  побудить человека  к  действиям - моделируют его поведение, способствующее  его развитию  и совершенствованию.  Это  гуманный  и мудрый  способ  обучения. 

Следующий  уровень  моделирования  поведения - это цивилизованное  влияние.  Процесс делового общения  обычно балансирует на  «лезвии бритвы»  между  партнерским диалогом  и скрытой  манипуляцией.  В  настоящий  момент  это лезвие  называют  «цивилизованным  влиянием».  Это  способность  партнеров  оказывать друг на друга  воздействие, основанное на знании  переговорного процесса  и соблюдении правил  этикета  и  этических  норм, направленное  на достижение  взаимовыгодного результата.  Переговорный  процесс в бизнесе  это  особая  тема  и на ней  мы  не будем  подробно  останавливаться.

Следующий  уровень   моделирования  поведения  другого  и соответствующая технология  -  это  собственно и есть  манипуляция.  Вот мы и добрались до нее. 

Манипуляция - это  преднамеренное  и  скрытое  побуждение  другого человека  к  переживанию  определенных  состояний, принятию  решений  и выполнению  действий,  необходимых  для  достижения  инициатором манипуляции  собственных  целей.

В  манипулятивном «послании»   всегда  присутствует элемент  лжи  или  искажение  информации.  Человек говорит одно, подразумевает  другое,  а  ожидает от партнера  третьего.  Манипулятор  искусно  «приручает»  объект  и  формирует у него  иллюзию  самостоятельности  собственных  действий  и желаний.   Человеку кажется,  что он  сам этого хочет, или он оказывается  в  ситуации, когда не  может  сделать того,  что нужно  манипулятору.

Возьмем,  к  примеру, знакомую нам с детства  сказку о Колобке.  Лиса показывает  свое  мастерство манипулятора. Она прямо не заявляет о своем  намерении, как это делают  Заяц, Волк и Медведь.  Лиса  искусно  использует  желание  Колобка  лишний раз спеть свою  любимую  песенку  и быть услышанным.  В  результате  потерявший  бдительность  Колобок  оказывается съеденным.

Манипулятор  умело  использует  наши  сильные  и слабые  стороны,  ресурсы,  уязвимые  места.  Словом,  ловко  играет на  струнах  нашей  души.  Бытовой,  интуитивный  манипулятор  обычно  играет  на  струнах  вины  и страха. Более «продвинутый»  манипулятор  добавляет  к  этим  струнам  еще  тщеславие,  лесть,  зависть, жадность - все наши негативные  черты,  которые  в нас, увы, есть, но  признаться  в  них,  а тем  более обнаружить их  перед   другим - это для нас -  «смерти  подобно».  А  манипулятору  это и  надо.  Надо,  что бы  пытаясь  скрыть свой  страх,  искупить  вину  или  замаскировать тщеславие или  жадность,  вы  пошли  на  все.  Все - это значит сделать то, что от вас хочет  манипулятор. 

Что бы  у  человека  что-то получить,  нужно, например,   вызвать  у  него  вину.  Для  этого используется чувство  долга  и ответственности.  Вот, например, бытовая  сценка:

Жена в раздражении и обиде:

-  Я так понимаю,  что   в нашем доме  некому  выносить мусор!  Наверно  только  я  -  усталая и голодная, должна бежать через весь двор с этим мусорным ведром. Уже темно, у помойки толкутся  бомжи и бандиты.  Ну и пусть,  вот так  убьют, и никому  не будет до меня дела...

-  Перестань,  я  сам  сейчас вынесу ведро.

Это  пример  бытовой  манипуляции,  построенной  на  примитивной      неприкрытой  жалобе-обвинении.   Непривлекательность  этого приема  видна  невооруженным  взглядом,  и,  тем  не менее,  социологи  утверждают,  что  почему-то  (почему - отдельный  разговор)  человек  хочет,  чтобы  его желания  угадывались  его  близкими  и  выполнялись  без  предварительных  просьб  и объяснений.

 

Мы  считаем,  что  они  должны  это  делать,  если  нас  действительно  любят.  Чувством  неисполненного долга,  мы  стараемся  вызвать  у  них  вину, и исполнение нашего желания.   А  через   это      демонстрацию  своей  любви к нам.  Кстати  корни  этого  алгоритма  лежат  в детстве.  Возможно, таким же образом  наши  родители  заставляли  нас  любить их.   Почему  нам  трудно  и  непривычно  напрямую  говорить  о  своих  чувствах,  без  антуража  и  сцен?  (

Мы уже  немного  говорили об этом  на  уроке  посвященном  «Я-сообщению», хотя  с психологической  точки  зрения  тема,  конечно,  не исчерпана.  

Многие  исследователи  русского  характера,  национальных черт  отмечают,  что  комплекс  вины  у  русского  человека очень  силен.  Это наша  национальная  черта.  Комплекс  вины  формирует  даже   особый  склад  ума - оправдательный.    Скажите  честно,  вы часто оправдываетесь?   Хотелось бы,  чтобы  этого вообще не было в вашей  жизни.   Если  вы  действительно  виноваты - признайте  ошибку,  если нет - никогда не оправдывайтесь. 

Не стоит  думать, что,  преодолевая  комплекс  вины,  вы теряете  способность сопереживать  другому,  расстаетесь  с  ограничениями  на  совершение аморальных  поступков.  Это не так.  Преодолевая  комплекс  вины мы  учимся отделять  зерна от плевел,   правду  от лжи.  Мы перестаем  реагировать на манипулятивные  заявления,  начинаем понимать истинные  мотивы  людей.

К  сожалению, многие из нас носят в голове,   как установку,    крылатую фразу  Волка  из  басни  И.А. Крылова:  «Ты виноват  уж тем, что хочется мне кушать!» - этот афоризм продолжает жить в «подкорке».  А почему?   Потому что он примета «социальной  реальности».  Раз  кушать хочет сильный - слабый  становится добычей.  Слабый  должен быть управляем,  в любой  удобный момент, он должен сыграть    назначенную ему  роль   жертвы.  А  для  этого у  сильного должны быть рычаги  управления  слабым. 

О  вине  мы  поговорили.  Теперь  давайте  остановимся на страхе.  

Для  христиан  слово  страх  во  многом  ассоциируется  со  словами  из  Священного  Писания:  «Страх  Божий»;  «Начало премудрости -  страх  Господень».   Это  понимается как,  с  одной  стороны  благоговение перед Богом,  а с другой  стороны  как  страх  совершить грех, - а значит удалиться от Бога - Источника  жизни и подателя  всего.  Это  глубокое - духовное  понимание  страха присуще  верующим  людям  и  во многом, если не во всем,  освобождает  их  от  других  видов  страха - психологических, как их  называют  ученые  и,  которые  являются  теми струнами на которых  очень  удобно играть  манипулятору,  человеку, пытающемуся вами  управлять. 

Сейчас  я  постараюсь проанализировать  именно    эти   страхи,  а вы  попутно  сможете сделать ревизию  своих  состояний  и ощущений.  Эта  ревизия  может  называться:  «Не того  боюсь...»

Страх  многолик... Это  результат  работы тревоги  и мышления.

Мы  боимся потерять любимого человека,  работу,  уважение и признание окружающих, боимся выглядеть некомпетентными,  неуспешными,  боимся совершить ошибку,  боимся упустить возможность,  боимся,  боимся,  боимся...  Иногда  наши  страхи  оправданы,  но чаще   всего - иллюзорны.

По  утверждению  ученых  -  страх -  самая  опасная  эмоция.  Человек может быть запуган до смерти.  Только страхом можно объяснить гибель  африканских аборигенов  после нарушения табу.

Страх не является врожденным  свойством.  Новорожденный  ничего не боится. Если не выполняются его требования,  он  отвечает на это агрессивным  плачем.

Уже потом, когда мы становимся   взрослыми,  страх  проникает в наши  души. Часто он не осознается и  приобретает  разные  формы.

Все  страхи  условно можно разделить на  2  группы:  нормы  и патологии.  Вторая группа  (фобии) - область медицины,  о ней  мы  говорить не будем.

А о, так  называемых, «нормальных» страхах  стоит поговорить.

Если  небольшая  опасность  вызывает  сильное  чувство  страха  и человек не может противостоять ему, то его называют  трусом.   Храбрый тот, кто может преодолевать свой страх. 

Более подробно остановимся на  психологических  страхах.  Они  вызываются психологическими или социальными причинами. 

Психологические трусы.  Такая трусость часто рядится  в  различные  маски.  Слова-то вроде  и   хорошие, но в этом  случае - это    слова - перевертыши.  Их  можно  поставить в кавычки.  В  библии есть сравнение с  «волком в овечьей  шкуре».  Их  можно отнести к этому же разряду. 

Солидарность.  Весь класс ушел с урока.  Я тоже ушел - из солидарности!

Из  солидарности  поступаем в  тот же институт, что и подружки, выходим замуж,  потому что все повыходили.  Одеваемся  из  солидарности,  пьем из солидарности,  любим и чувствуем из солидарности,  убиваем тоже из  солидарности.

Страх -  отстать от стада. Страх  быть белой вороной, страх  остаться одному.  

Доброта.  У ребенка  плохие  зубы или диатез.  Бабушка:  «На тебе конфетку, пока мама  не видит».

Тоже страх  одиночества.   Меня  не любят.  Я сама не люблю. А таким образом,  я  пытаюсь  купить  себе  кусочек  признательности и любви. 

Щедрость. Почему  мы даем на «чай»  таксисту,  официанту,  врачу, портному?

Почему неуютно себя  чувствуем,  когда  продавец  изо всех сил  пытается  нам  всучить свой  товар, и... покупаем ?

Страх,  что обо мне подумают плохо,  что  я  жадный  или  у меня проблемы с финансами,   подумают, что  я  неудачник.  Что мне жалко  что-ли?   

Принципиальность.

Часто  строгое  следование  предписаниям  и инструкциям, особенно  в  случаях  далеких  от  обеспечения  защиты  жизни  и  здоровья  людей,   выступает  как  своего  рода  демонстрация  собственной  непогрешимости.  Своя уступка  в  таком  случае  человеком  воспринимается  как  слабость.  А на самом деле  это страх  унизиться в собственных  глазах.  Проявление  высокомерия.

Гостеприимство.  Когда  мы  выставляем  на стол в 10 раз больше еды, чем можно съесть, -  что  это?  Страх  осуждения.

Галантность.  Заболела  поясница. Неудобно  признаться соседке  - давайте  поднесу  сумки,  провел трехчасовую  лекцию - не позволил  себе присесть и расслабить спину.  Надо принести воды - да вот, пожалуйста, полные  ведра.  Поехал в  командировку, помог донести тяжелые  чемоданы попутчице -  кончилось  тяжелейшим радикулитом.  Проболел  8  месяцев.
Страх -  меня  осудят  как  слабого,  я  потеряю  мужское  достоинство.  Страх  унизиться в собственных  глазах.  Опять же  высокомерие.   

Скромность.  На  собрании  не  выступил, хотя знал, как решить вопрос.  «Я не стал  выпячиваться, я - скромный».

Страх,  что не поймут, не примут предложение.  

А в  глубине  подсознания  - идеи  величия - «другие - хуже,  раз  меня не поймут - они хуже, глупее».  Такую  дикую  мысль  в  сознание не пускают. Она  действует  из  бессознательного.  А раз я  великий  человек, то те, кто хуже меня,  могут  принести вред.  Идеи  величия прикрываются страхом. Но мысль   «Я - трус», тоже в сознание не пускают.   Трусость на пути из бессознательного  в сознание  трансформируется  в  застенчивость,  застенчивость в  скромность.    А  скромность уже положительное качество. (пауза)

И такая метаморфоза  происходит  со  всеми  перечисленными  качествами.  Потому что на  поверку  выходит  не  доброта,  щедрость,  принципиальность и  солидарность,  а  самое,  что ни на есть  элементарная  трусость и  тщеславие.  А  что обо  мне  подумают?   Вот  самый  важный  вопрос  у  трусливого  человека.  Для  манипулятора  это  очень  надежная  и верная  ниточка,  за которую  можно  дергать,  добиваясь  всего,  что ему  хочется.  Страх  показаться  слабаком,  «не таким как  все»   они  умело  используют  в  своих  интересах.        

Так или иначе,  но если  у человека  внутри живет  страх,  им становится  легко  управлять.  Страх  -  мощное политическое  оружие.  Он  позволяет  держать людей в повиновении,  блокировать их  волю  и творческое начало.

К  сожалению,  не каждый  может  с достоинством  ответить на выпад:  «Все  люди  делают это!  Вы что же  не   доверяете  мнению  большинства?!»  -  «Доверяю,  но отношусь к эксклюзивной  группе меньшинства!»  Или  вспомните  сцену  из  фильма  «Собачье  сердце», где  Вяземская  предлагает  профессору  Преображенскому  купить журналы  в помощь  германским детям.  Профессор  мастерски  противостоит  манипулированию  и отказывается.

-  Вы что, не сочувствуете германским детям?

-  Сочувствую.

-   Денег  жалко?

-   Нет.

-   Почему  же тогда вы не хотите  купить журналы?

-   Не хочу!   
 
А  для  христианина,  у  которого  есть верные  ориентиры  в  понимании  страха  как  боязни  удалиться от Бога,   зависимость от  человеческих  оценок  и  замечаний  должна  играть и вовсе  незначительную  роль.   Во всяком  случае,  к  этому  необходимо  стремиться. 
 
Последний  уровень  моделирования  поведения,  а  также  нецивилизованная  технология  моделирования  -  это варварство. Варвары  встречаются в разных  социальных  слоях.  И в  самом  низшем, и в самом  высоком.  Варвар наиболее чувствителен  к  силе  собеседника.  Если он  чувствует,  что перед ним сильный, влиятельный, защищенный  человек,  то демонстрирует  дружелюбие и сговорчивость.  Если же он хотя бы на минуту  усомнился  в  чужой  силе,  то переходит к наступлению, не задумываясь  о гуманизме.

Жесткость,  запугивание,  шантаж, обман, явная клевета  - все  это средства  моделирования поведения на уровне варварства.  Варвар не задумывается об интересах, мотивах, потребностях  другого, никакой особой манипуляции  -  жесткое  принуждение  и  агрессия. На уровне  варварства  Закон  Силы  достигает  точки экзальтации. 

Представьте  себе:  сотрудник  крупной  корпорации  собирался увольняться по  собственному  желанию.  По  трудовому  соглашению  ему  полагалась  денежная компенсация.  Накануне дня расчета  происходит следующий  диалог с шефом:

-  Ты  что,  думаешь  получить  компенсацию?

-  Да,  этот  пункт есть в договоре.  И потом,  насколько я помню, мы не переходили на «ты».

-  Ты  что, меня еще учить вздумал?!  Вообще ничего не получишь!  А станешь подавать в суд, пожалеешь.

-  Что вы такое говорите?

-   Что  слышишь!  Не ступай в эту воду!  Захлебнешься!

Как вы понимаете, сотрудник компенсацию не получил  и был доволен, что «унес  ноги».

Наша  тема  не  исчерпана  сегодняшним  уроком.  В  следующий  раз  мы  продолжим и поговорим  об  уровнях  манипуляции.  То есть о том,  как  нами манипулируют  на  ценностном  уровне -  это  уровень  нашей  системы  ценностей;  на  ментальном  уровне -  наши мысли  и сознание;  на эмоциональном -  это  уровень  наших  эмоций  и  чувств   и  на  действенном -  уровень  прямых  действий.  А также как  распознавать и  противостоять  манипулятору.

А на  сегодня  прощаюсь.  До  свидания.



Старый стиль 5Октябрь среда Новый стиль) 18Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Флп., 243 зач., II, 24-30. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Свтт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа. Молитвы Тропарь святителей Московскихглас 4Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Кондак святителей Московскихглас 3Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати. Величание Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего. Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерахХристовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых. Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерскихглас 2Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость. Тропарь святителя Филиппа Первагоглас 3Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость. Показать ещё молитвы Кондак святителя Филиппа Первагоглас 8Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас. Тропарь мученицы Харитиныглас 4Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученицы Харитиныглас 2Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице. Службы12 февраля: Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великой. Святителя Алексия митрополита, всей России чудотворца. 20 мая: Мученика Фалалея. Святителя Алексия Московского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 23 сентября: Святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки 15 июня: Пророка Амоса. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси 24 августа: Святого священномученика Евтиха. Святителя Петра, митрополита всея России, чудотворца 21 декабря: Святой мученицы Иулиании Никомидийской. Святителя Петра, митрополита Киевского и всей России 9 января: Святого мученика Полиевкта. Cвятителя Филиппа, митрополита Московского и всея России 3 июля: Мученика Иакинфа. Святителя Филиппа, митрополита Московского. Сайты приходов: Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Туркменистане:Храм святителя Алексия, Митрополита Московского г. Байрамали Абаканская епархия:Храм в честь Святителей Московских г. Абакан Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Анадырская и Чукотская епархия:Храм свт. Иннокентия, митроп. Московского пос. Провидения Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца с. Байтерек Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Храм во имя свт. Филарета Московского г. Алматы Ахтубинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Селитренное Барнаульская епархия:Собор Александра Невского г. Бийск Храм Святителя Макария Митрополита Алтайского с. Лесное Белгородская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского пос. Майский Храм Иннокентия, митрополита Московского, при Духовной семинарии г. Белгород Белевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Большое Скуратово Храм Николая Чудотворца с. Крапивна Бердянская епархия:Храм свт. Гермогена Московского с. Азовское Берлинско-Германская епархия:Храм-памятник свт. Алексия, митрополита Московского г. Лейпциг Биробиджанская епархия:Раздольненский Иннокентиевский монастырь с. Раздольное Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Храм святителя Иннокентия Московского пос. Серышево Приход святителя Иннокентия Московского пос. Верхнезейск Братская епархия:Храм во имя святителя Иннокентия, Митрополита Московского г. Братск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Успенский Кафедральный собор (Пречистенский) г. Вильнюс Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Владивостокская епархия:Храм Святителя Иннокентия Московского с. Приозёрное Волгоградская епархия:Храм во имя святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Волгогорад Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Храм свт. Иннокентия Московского пос. Вторчермет Вологодская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Белозерск Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронеж Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всей Руси с. Нижнее Турово Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Гатчинская епархия:Храм свт. Алексия митроп. Московского пос. Тайцы Горловская епархия:Александро-Невский кафедральный собор г. Славянск Горноалтайская епархия:Храм свт. Макария Невского с. Чемал Городецкая епархия:Храм в честь Алексия митрополита Московского пос. Зиняки Екатеринбургская епархия:Храм Петра, митрополита Крутицкого г. Екатеринбург Храм свт. Иннокентия Московского г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм свят. Алексия Митрополита Московского г. Туапсе Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Елецкая епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери с. Воронец Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Запорожская епархия:Храм в честь Священномученика Петра Крутицкого г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм свт. Алексия, митр. Московского при Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии г. Иваново Ижевская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Ижевск Иркутская епархия:Молитвенный дом во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Качуг Искитимская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Черепаново Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена, Московских чудотворцев г. Казань Храм Ермогена, патриарха Всероссийского г. Набережные Челны Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Воскресения Христова с. Трубино Храм Троицы Живоначальной с. Троицкое Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Каменская епархия:Храм митр. Ионы Московского пос. Верхнее Дуброво Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм Филарета, митрополита Московского г. Кемерово Кинешемская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы пос. Пестяки Троицко- Успенский кафедральный собор г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Корсунская епархия:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Липецкая епархия:Храм Николая Чудотворца с. Ксизово Храм Алексия, митрополита Московского, в Липецком епархиальном управлении г. Липецк Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Храм свт. Иннокентия Московского пос. Дебин Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Димитрия Солунского на Благуше г. Москва Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено Храм Троицы Живоначальной дер. Горетово Храм митр. Алексия Московского в Рогожской слободе г. Москва Храм свт. Алексия, митрополита Московского г. Москва Покровский храм с. Кучки Покровский храм д. Алексино Храм Живоначальной Троицы в Листах г. Москва Храм святителя Николая Мирликийского в Троекурово г. Москва Храм Преображения Господня в Богородском г. Москва Храм в честь Святителя Алексия митрополита Московского в Северном Бутове г. Москва Храмовый комплекс Алексия, митрополита Московского и Храм Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" дер. Исаково Храм свт. Алексия Московского дер. Исаково Храм "Тихвинской" иконы Божией Матери и святителя Алексия митрополита Московского при ЦКБ г. Москва Храм митр. Алексия Московского г. Москва Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва Храм свт. Филарета Московского г. Зеленоград Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москва Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Конькове г. Москва Храм свт. Филиппа, митр. Московского г. Москва Храм Иова, Патриарха Московского на Можайском шоссе г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Крылатском г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского, в Гольянове г. Москва Храм сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Зюзино г. Москва Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Южном Тушино г. Москва Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Домовая церковь Петра, митрополита Крутицкого и Коломенского, при Традиционной гимназии г. Москва Домовый храм мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва Храм Иннокентия, митроп. Московского в Бескудникове г. Москва Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Ракитках г. Москва Храм Макария Невского г. Москва Московская епархия (областная):Никитский храм с. Северское Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Знаменский храм дер. Лисинцево Алексиевский храм г. Егорьевск Храм Алексия, митрополита Московского дер. Алферово Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Долгомостьево Храм св. Алексия Московского в Стреглово дер. Горки Храм Успения Пресвятой Богородицы дер. Обухово Храм Троицы Живоначальной дер. Чашниково Собор Николы Белого г. Серпухов Алексиевский храм дер. Алферово Алексиевский храм дер. Малые Петрищи Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Липитино Тихвинский храм с. Авдотьино Собор Троицы Живоначальной г. Щелково Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Храм Филарета, митрополита Московского г. Лобня Филаретовский храм дер. Малеевка Храм Иннокентия, митрополита Московского пос. Михнево Храм свт. Иннокентия Московского г. Люберцы Храм Преображения Господня г. Люберцы Храм Макария (Невского), митрополита Алтайского г. Дзержинский Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Храм трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы г. Нижний Новгород Храм святителя Алексия, митрополита Московского г. Нижний Новгород Храм Сергия Радонежского пос. Выездное Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новгородская епархия:Свято-Юрьев мужской монастырь г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Храм митр. Алексия Московского г. Омск Храм митр. Алексия Московского пос. Пушкино Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Пермская епархия:Храм Алексия, митрополита Московского г. Кунгур Храм Алексия, митрополита Московского дер. Кособаново Храм Филиппа, митрополита Московского с. Филипповка Храм Иннокентия, митроп. Московского пгт. Звёздный Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Храм Святителя Филарета дер. Речки Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Рижская епархия:Храм Святителя Алексия Митрополита Московского г. Лиепая Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тутаев Храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского г. Углич Храм в честь Святителя Филиппа дер. Загайново Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Рязанская епархия:Никольский храм с. Печерниковские Выселки Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Маково Салехардская епархия:Храм свт. Филарета Московского с. Толька Самарская епархия:Храм Вознесения Господня г. Самара Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Петра, митрополита Московского г. Санкт-Петербург Храм свт. Алексия, Митрополита Московского, что на Семеновском плацу г. Санкт-Петербург Храм святителя Алексия, митрополита Московского пос. Лахта Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саратовская епархия:Свято-Алексиевский женский монастырь г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Симферопольская епархия:Храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского пос. Казачья бухта Скопинская епархия:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Ставропигиальные монастыри РПЦ:Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москва Храм Алексия, митрополита Московского с. Топорково Собор Вознесения Господня, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь с. Лукино Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь пос. Соловецкий Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Тарская епархия:Вознесенско-Иннокентьевский храм г. Тара Ташкентская епархия:Храм сщмч. Ермогена Патриарха Московского г. Ташкент Тверская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм Филиппа, митрополита Московского дер. Селищи Тобольская епархия:Храм Святителя Алексия Московского г. Нягань Тульская епархия:Храм Святителя Николая с. Медвенка Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Горелки Храм святителя Алексия г. Тула Уфимская епархия:Храм свт. Алексия Московского с. Буруновка Приход в честь Святителя Филарета Митрополита Московского с. Тукан Хабаровская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Храм Иннокентия, митроп. Московского г. Хабаровск Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Чистопольская епархия:Храм Воскресения Христова пос. Алексеевское Читинская епархия:Свято-Иннокентиевский храм г. Чита Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Южно-Американская епархия:Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского г. Буэнос Айрес Южно-Сахалинская епархия:Храм митр. Алексия Московского с. Первомайск Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Храм свт. Филарета Московского с. Буюклы Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Южно-Сахалинск Храм свт. Иннокентия Московского г. Северо-Курильск Ярославская епархия:Храм Петра митрополита Московского с. Львы Воскресенский храм с. Черная Заводь Храм Кирилла и Афанасия. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль Храм Положения Ризы Божией Матери в Крестах (Крестобогородская) г. Ярославль Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль Храм Иннокентия, митрополита Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04862 c.