Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 24. Манипуляция.

Здравствуйте,  уважаемые   радиослушатели.

За  последнее время,  в  связи  с обсуждением   нами  тем,  посвященных  общению  с детьми,  мне  неоднократно  задавали  вопросы  о том,  можно  ли  использовать  этот  метод  в  общении  с   взрослыми  людьми.   Ответ,  конечно,  положительный  -  можно,  и даже  нужно.  Этот  метод  позволит  вам  лучше  понять  вашего  собеседника,  а  также  даст  дополнительную  возможность  к  тому,  чтобы  и вас  лучше  поняли.  Это  бесспорно так,  и ничего  плохого,  а  тем  более  вредного  метод  уважительного  общения   принести  не  может.  

Но  во  взрослом  мире  не  все  так  просто,  искренне  и  однозначно  как  в  мире  детском.  Некоторым  людям, провоцирующим общение,    главнее  не  быть  понятым  или  тем  более  понять  другого,  а   сделать так,  чтобы  этот  другой  просто  выполнил,  то есть  сделал,  так  как  им  этого  хочется.   Здесь  на  первый  план  выходит  отношение  к  другому  человеку, не как к разумному,  имеющему  свои  цели   и  свой  путь жизни  человеку,  а как  к  биологической  машине,  способной  исполнить  то,  что  необходимо  первому. Т.е. использование  человека в качестве  средства  для  достижения  собственных корыстных  целей.  Это  называется  манипуляция.  Вот  о  ней,  о  ее  формах  и закономерностях  мне  сегодня  и хочется  с вами  поговорить. 

Начну  с того,  что  естественно  не  всякое  общение взрослых есть  попытка управлять  другим  человеком  в  своих  интересах.  О  радости  общения,  об  искренности, преданности,  живом участии  и  сопереживании  сегодня  мы  говорить не будем,  но  всегда  будем  помнить,  что они  есть,  что  это  главная  радость нашей  жизни  и  главное  богатство, так как  именно  в  этом  проявляется  любовь.   А без  любви,   какая же это жизнь?

Те  из  нас,  кто  разбирается  в человеческой  природе,  знают,  что  деловое  общение    (общение взрослых  людей),  приносящее   радость и удовольствие,  -  это подарок,  россыпь  жемчуга.  Опыт  социальной  жизни  делает  большинство  людей  жестче  и недоверчивее.   Стремление к самореализации  одного  нередко  мешает  жить другому.  И  феномен манипуляции  становится уже не частным  случаем   коммуникативной  практики, а стилем  взаимодействия  между  людьми.  Во  всяком  случае,  в  крупных  городах. 

Манипуляция  сознанием,  манипуляция  чувствами,  зомбирование,  программирование,  подчинение чужой  воле,  испытание  на  способность «держать  удар»  и,  наконец,  обман  -  вот  явления,  которые  получили  широкое  распространение   сейчас,  на  рубеже  веков. 

Итак,  начнем  по  порядку.  Давайте  разберемся  с  первым  вопросом. Если  манипуляция  в  общем  определении  есть  попытка  управления - моделирования   поведения   другого  человека,  то,  скорее всего,  не  надо  все  вместе  валить в одну  кучу.   

Мы, повсеместно моделируем  поведение  других,  оказывая на них  определенное  влияние.  Педагоги,  воспитатели,  родители  моделируют  поведение детей, используя  специальные  педагогические  техники.   Начальники  моделируют  поведение подчиненных,  вводя  стандарты  корпоративной  культуры,  должностные  инструкции  и предписания.   Бизнес-партнеры  моделируют поведение друг-друга,  используя  технологии ведения переговоров.  Размышляя о том,   какое  впечатление   мы  хотим произвести,  мы  начинаем  моделировать  свой  образ  и стиль поведения. 

Собственно,  в  этом  нет  ничего плохого, если это не заходит слишком  далеко   и не приносит  вреда.  Поэтому, когда мы говорим о моделировании поведения,  мы обязательно  должны  помнить  об  этике  и  чувстве  меры.

В  формате  моделирования  поведения  можно  выделить  четыре  основных  технологии,  которые одновременно  являются и  уровнями моделирования:

1.     Майевтика.

2.     Цивилизованное  влияние.

3.     Манипуляция.

4.     Варварство.

Самый  высокий  уровень  моделирования  поведения,  самая  гуманная  технология  моделирования  поведения  -  майевтика.  Этот термин  достался нам  в  наследство от  великого мыслителя  и учителя - Сократа.   В переводе это слово означает - повивальное искусство.  Майевтика - это способ моделирования  поведения  другого  таким образом,  чтобы он сам пришел  к  важному  для  себя  осознанию.   Майевтика  как  технология  включает  в себя  выстроенную  в  логической  последовательности  цепочку вопросов,  отвечая на которые,  человек  приходит  к важным  для  себя  открытиям  сам.  Цепочку вопросов  можно  заменить  искусством  создания  ситуаций,  оказываясь  в которых,  человек  набирает опыт и развивается. 

Майевтика -  это способ  передачи  важных  жизненных  знаний  от  учителя к ученику, от родителя к ребенку.  Сознание  ученика еще  недостаточно зрелое,  чтобы  принять истину, поэтому  учитель создает ситуации,  в которых  сама Жизнь  учит  человека,  подводит его  к прозрению  и  пониманию. 

Майевтика - это способ управления сознанием человека, свободный от корысти  управляющего.  Учитель не имеет меркантильного интереса, он лишь стремится привести  ученика к важным для него  открытиям.  Иногда, правда,  ученику приходится «набивать  себе  шишки».  Но это необходимая плата  за урок, а также способ обучения.        

Вы,  наверно,  уже  почувствовали,  что все наши  предыдущие передачи - по активному  слушанию,  «Я-сообщениям»,  конструктивному разрешению  конфликтов  в  основе своей  используют  именно эти принципы  и  техники  обучения  и воспитания.  Эти способы  позволяют  побудить человека  к  действиям - моделируют его поведение, способствующее  его развитию  и совершенствованию.  Это  гуманный  и мудрый  способ  обучения. 

Следующий  уровень  моделирования  поведения - это цивилизованное  влияние.  Процесс делового общения  обычно балансирует на  «лезвии бритвы»  между  партнерским диалогом  и скрытой  манипуляцией.  В  настоящий  момент  это лезвие  называют  «цивилизованным  влиянием».  Это  способность  партнеров  оказывать друг на друга  воздействие, основанное на знании  переговорного процесса  и соблюдении правил  этикета  и  этических  норм, направленное  на достижение  взаимовыгодного результата.  Переговорный  процесс в бизнесе  это  особая  тема  и на ней  мы  не будем  подробно  останавливаться.

Следующий  уровень   моделирования  поведения  другого  и соответствующая технология  -  это  собственно и есть  манипуляция.  Вот мы и добрались до нее. 

Манипуляция - это  преднамеренное  и  скрытое  побуждение  другого человека  к  переживанию  определенных  состояний, принятию  решений  и выполнению  действий,  необходимых  для  достижения  инициатором манипуляции  собственных  целей.

В  манипулятивном «послании»   всегда  присутствует элемент  лжи  или  искажение  информации.  Человек говорит одно, подразумевает  другое,  а  ожидает от партнера  третьего.  Манипулятор  искусно  «приручает»  объект  и  формирует у него  иллюзию  самостоятельности  собственных  действий  и желаний.   Человеку кажется,  что он  сам этого хочет, или он оказывается  в  ситуации, когда не  может  сделать того,  что нужно  манипулятору.

Возьмем,  к  примеру, знакомую нам с детства  сказку о Колобке.  Лиса показывает  свое  мастерство манипулятора. Она прямо не заявляет о своем  намерении, как это делают  Заяц, Волк и Медведь.  Лиса  искусно  использует  желание  Колобка  лишний раз спеть свою  любимую  песенку  и быть услышанным.  В  результате  потерявший  бдительность  Колобок  оказывается съеденным.

Манипулятор  умело  использует  наши  сильные  и слабые  стороны,  ресурсы,  уязвимые  места.  Словом,  ловко  играет на  струнах  нашей  души.  Бытовой,  интуитивный  манипулятор  обычно  играет  на  струнах  вины  и страха. Более «продвинутый»  манипулятор  добавляет  к  этим  струнам  еще  тщеславие,  лесть,  зависть, жадность - все наши негативные  черты,  которые  в нас, увы, есть, но  признаться  в  них,  а тем  более обнаружить их  перед   другим - это для нас -  «смерти  подобно».  А  манипулятору  это и  надо.  Надо,  что бы  пытаясь  скрыть свой  страх,  искупить  вину  или  замаскировать тщеславие или  жадность,  вы  пошли  на  все.  Все - это значит сделать то, что от вас хочет  манипулятор. 

Что бы  у  человека  что-то получить,  нужно, например,   вызвать  у  него  вину.  Для  этого используется чувство  долга  и ответственности.  Вот, например, бытовая  сценка:

Жена в раздражении и обиде:

-  Я так понимаю,  что   в нашем доме  некому  выносить мусор!  Наверно  только  я  -  усталая и голодная, должна бежать через весь двор с этим мусорным ведром. Уже темно, у помойки толкутся  бомжи и бандиты.  Ну и пусть,  вот так  убьют, и никому  не будет до меня дела...

-  Перестань,  я  сам  сейчас вынесу ведро.

Это  пример  бытовой  манипуляции,  построенной  на  примитивной      неприкрытой  жалобе-обвинении.   Непривлекательность  этого приема  видна  невооруженным  взглядом,  и,  тем  не менее,  социологи  утверждают,  что  почему-то  (почему - отдельный  разговор)  человек  хочет,  чтобы  его желания  угадывались  его  близкими  и  выполнялись  без  предварительных  просьб  и объяснений.

 

Мы  считаем,  что  они  должны  это  делать,  если  нас  действительно  любят.  Чувством  неисполненного долга,  мы  стараемся  вызвать  у  них  вину, и исполнение нашего желания.   А  через   это      демонстрацию  своей  любви к нам.  Кстати  корни  этого  алгоритма  лежат  в детстве.  Возможно, таким же образом  наши  родители  заставляли  нас  любить их.   Почему  нам  трудно  и  непривычно  напрямую  говорить  о  своих  чувствах,  без  антуража  и  сцен?  (

Мы уже  немного  говорили об этом  на  уроке  посвященном  «Я-сообщению», хотя  с психологической  точки  зрения  тема,  конечно,  не исчерпана.  

Многие  исследователи  русского  характера,  национальных черт  отмечают,  что  комплекс  вины  у  русского  человека очень  силен.  Это наша  национальная  черта.  Комплекс  вины  формирует  даже   особый  склад  ума - оправдательный.    Скажите  честно,  вы часто оправдываетесь?   Хотелось бы,  чтобы  этого вообще не было в вашей  жизни.   Если  вы  действительно  виноваты - признайте  ошибку,  если нет - никогда не оправдывайтесь. 

Не стоит  думать, что,  преодолевая  комплекс  вины,  вы теряете  способность сопереживать  другому,  расстаетесь  с  ограничениями  на  совершение аморальных  поступков.  Это не так.  Преодолевая  комплекс  вины мы  учимся отделять  зерна от плевел,   правду  от лжи.  Мы перестаем  реагировать на манипулятивные  заявления,  начинаем понимать истинные  мотивы  людей.

К  сожалению, многие из нас носят в голове,   как установку,    крылатую фразу  Волка  из  басни  И.А. Крылова:  «Ты виноват  уж тем, что хочется мне кушать!» - этот афоризм продолжает жить в «подкорке».  А почему?   Потому что он примета «социальной  реальности».  Раз  кушать хочет сильный - слабый  становится добычей.  Слабый  должен быть управляем,  в любой  удобный момент, он должен сыграть    назначенную ему  роль   жертвы.  А  для  этого у  сильного должны быть рычаги  управления  слабым. 

О  вине  мы  поговорили.  Теперь  давайте  остановимся на страхе.  

Для  христиан  слово  страх  во  многом  ассоциируется  со  словами  из  Священного  Писания:  «Страх  Божий»;  «Начало премудрости -  страх  Господень».   Это  понимается как,  с  одной  стороны  благоговение перед Богом,  а с другой  стороны  как  страх  совершить грех, - а значит удалиться от Бога - Источника  жизни и подателя  всего.  Это  глубокое - духовное  понимание  страха присуще  верующим  людям  и  во многом, если не во всем,  освобождает  их  от  других  видов  страха - психологических, как их  называют  ученые  и,  которые  являются  теми струнами на которых  очень  удобно играть  манипулятору,  человеку, пытающемуся вами  управлять. 

Сейчас  я  постараюсь проанализировать  именно    эти   страхи,  а вы  попутно  сможете сделать ревизию  своих  состояний  и ощущений.  Эта  ревизия  может  называться:  «Не того  боюсь...»

Страх  многолик... Это  результат  работы тревоги  и мышления.

Мы  боимся потерять любимого человека,  работу,  уважение и признание окружающих, боимся выглядеть некомпетентными,  неуспешными,  боимся совершить ошибку,  боимся упустить возможность,  боимся,  боимся,  боимся...  Иногда  наши  страхи  оправданы,  но чаще   всего - иллюзорны.

По  утверждению  ученых  -  страх -  самая  опасная  эмоция.  Человек может быть запуган до смерти.  Только страхом можно объяснить гибель  африканских аборигенов  после нарушения табу.

Страх не является врожденным  свойством.  Новорожденный  ничего не боится. Если не выполняются его требования,  он  отвечает на это агрессивным  плачем.

Уже потом, когда мы становимся   взрослыми,  страх  проникает в наши  души. Часто он не осознается и  приобретает  разные  формы.

Все  страхи  условно можно разделить на  2  группы:  нормы  и патологии.  Вторая группа  (фобии) - область медицины,  о ней  мы  говорить не будем.

А о, так  называемых, «нормальных» страхах  стоит поговорить.

Если  небольшая  опасность  вызывает  сильное  чувство  страха  и человек не может противостоять ему, то его называют  трусом.   Храбрый тот, кто может преодолевать свой страх. 

Более подробно остановимся на  психологических  страхах.  Они  вызываются психологическими или социальными причинами. 

Психологические трусы.  Такая трусость часто рядится  в  различные  маски.  Слова-то вроде  и   хорошие, но в этом  случае - это    слова - перевертыши.  Их  можно  поставить в кавычки.  В  библии есть сравнение с  «волком в овечьей  шкуре».  Их  можно отнести к этому же разряду. 

Солидарность.  Весь класс ушел с урока.  Я тоже ушел - из солидарности!

Из  солидарности  поступаем в  тот же институт, что и подружки, выходим замуж,  потому что все повыходили.  Одеваемся  из  солидарности,  пьем из солидарности,  любим и чувствуем из солидарности,  убиваем тоже из  солидарности.

Страх -  отстать от стада. Страх  быть белой вороной, страх  остаться одному.  

Доброта.  У ребенка  плохие  зубы или диатез.  Бабушка:  «На тебе конфетку, пока мама  не видит».

Тоже страх  одиночества.   Меня  не любят.  Я сама не люблю. А таким образом,  я  пытаюсь  купить  себе  кусочек  признательности и любви. 

Щедрость. Почему  мы даем на «чай»  таксисту,  официанту,  врачу, портному?

Почему неуютно себя  чувствуем,  когда  продавец  изо всех сил  пытается  нам  всучить свой  товар, и... покупаем ?

Страх,  что обо мне подумают плохо,  что  я  жадный  или  у меня проблемы с финансами,   подумают, что  я  неудачник.  Что мне жалко  что-ли?   

Принципиальность.

Часто  строгое  следование  предписаниям  и инструкциям, особенно  в  случаях  далеких  от  обеспечения  защиты  жизни  и  здоровья  людей,   выступает  как  своего  рода  демонстрация  собственной  непогрешимости.  Своя уступка  в  таком  случае  человеком  воспринимается  как  слабость.  А на самом деле  это страх  унизиться в собственных  глазах.  Проявление  высокомерия.

Гостеприимство.  Когда  мы  выставляем  на стол в 10 раз больше еды, чем можно съесть, -  что  это?  Страх  осуждения.

Галантность.  Заболела  поясница. Неудобно  признаться соседке  - давайте  поднесу  сумки,  провел трехчасовую  лекцию - не позволил  себе присесть и расслабить спину.  Надо принести воды - да вот, пожалуйста, полные  ведра.  Поехал в  командировку, помог донести тяжелые  чемоданы попутчице -  кончилось  тяжелейшим радикулитом.  Проболел  8  месяцев.
Страх -  меня  осудят  как  слабого,  я  потеряю  мужское  достоинство.  Страх  унизиться в собственных  глазах.  Опять же  высокомерие.   

Скромность.  На  собрании  не  выступил, хотя знал, как решить вопрос.  «Я не стал  выпячиваться, я - скромный».

Страх,  что не поймут, не примут предложение.  

А в  глубине  подсознания  - идеи  величия - «другие - хуже,  раз  меня не поймут - они хуже, глупее».  Такую  дикую  мысль  в  сознание не пускают. Она  действует  из  бессознательного.  А раз я  великий  человек, то те, кто хуже меня,  могут  принести вред.  Идеи  величия прикрываются страхом. Но мысль   «Я - трус», тоже в сознание не пускают.   Трусость на пути из бессознательного  в сознание  трансформируется  в  застенчивость,  застенчивость в  скромность.    А  скромность уже положительное качество. (пауза)

И такая метаморфоза  происходит  со  всеми  перечисленными  качествами.  Потому что на  поверку  выходит  не  доброта,  щедрость,  принципиальность и  солидарность,  а  самое,  что ни на есть  элементарная  трусость и  тщеславие.  А  что обо  мне  подумают?   Вот  самый  важный  вопрос  у  трусливого  человека.  Для  манипулятора  это  очень  надежная  и верная  ниточка,  за которую  можно  дергать,  добиваясь  всего,  что ему  хочется.  Страх  показаться  слабаком,  «не таким как  все»   они  умело  используют  в  своих  интересах.        

Так или иначе,  но если  у человека  внутри живет  страх,  им становится  легко  управлять.  Страх  -  мощное политическое  оружие.  Он  позволяет  держать людей в повиновении,  блокировать их  волю  и творческое начало.

К  сожалению,  не каждый  может  с достоинством  ответить на выпад:  «Все  люди  делают это!  Вы что же  не   доверяете  мнению  большинства?!»  -  «Доверяю,  но отношусь к эксклюзивной  группе меньшинства!»  Или  вспомните  сцену  из  фильма  «Собачье  сердце», где  Вяземская  предлагает  профессору  Преображенскому  купить журналы  в помощь  германским детям.  Профессор  мастерски  противостоит  манипулированию  и отказывается.

-  Вы что, не сочувствуете германским детям?

-  Сочувствую.

-   Денег  жалко?

-   Нет.

-   Почему  же тогда вы не хотите  купить журналы?

-   Не хочу!   
 
А  для  христианина,  у  которого  есть верные  ориентиры  в  понимании  страха  как  боязни  удалиться от Бога,   зависимость от  человеческих  оценок  и  замечаний  должна  играть и вовсе  незначительную  роль.   Во всяком  случае,  к  этому  необходимо  стремиться. 
 
Последний  уровень  моделирования  поведения,  а  также  нецивилизованная  технология  моделирования  -  это варварство. Варвары  встречаются в разных  социальных  слоях.  И в  самом  низшем, и в самом  высоком.  Варвар наиболее чувствителен  к  силе  собеседника.  Если он  чувствует,  что перед ним сильный, влиятельный, защищенный  человек,  то демонстрирует  дружелюбие и сговорчивость.  Если же он хотя бы на минуту  усомнился  в  чужой  силе,  то переходит к наступлению, не задумываясь  о гуманизме.

Жесткость,  запугивание,  шантаж, обман, явная клевета  - все  это средства  моделирования поведения на уровне варварства.  Варвар не задумывается об интересах, мотивах, потребностях  другого, никакой особой манипуляции  -  жесткое  принуждение  и  агрессия. На уровне  варварства  Закон  Силы  достигает  точки экзальтации. 

Представьте  себе:  сотрудник  крупной  корпорации  собирался увольняться по  собственному  желанию.  По  трудовому  соглашению  ему  полагалась  денежная компенсация.  Накануне дня расчета  происходит следующий  диалог с шефом:

-  Ты  что,  думаешь  получить  компенсацию?

-  Да,  этот  пункт есть в договоре.  И потом,  насколько я помню, мы не переходили на «ты».

-  Ты  что, меня еще учить вздумал?!  Вообще ничего не получишь!  А станешь подавать в суд, пожалеешь.

-  Что вы такое говорите?

-   Что  слышишь!  Не ступай в эту воду!  Захлебнешься!

Как вы понимаете, сотрудник компенсацию не получил  и был доволен, что «унес  ноги».

Наша  тема  не  исчерпана  сегодняшним  уроком.  В  следующий  раз  мы  продолжим и поговорим  об  уровнях  манипуляции.  То есть о том,  как  нами манипулируют  на  ценностном  уровне -  это  уровень  нашей  системы  ценностей;  на  ментальном  уровне -  наши мысли  и сознание;  на эмоциональном -  это  уровень  наших  эмоций  и  чувств   и  на  действенном -  уровень  прямых  действий.  А также как  распознавать и  противостоять  манипулятору.

А на  сегодня  прощаюсь.  До  свидания.



Старый стиль 10Сентябрь суббота Новый стиль) 23Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Суббота перед Воздвижением. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Прп. Павла Послушливого, Печерского (XIII-XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила, Евгения, Иоанна, Константина, Петра, Василия, Глеба, Василия, Иоанна, Петра, Николая, Палладия пресвитеров и прмчч. Мелетия и Гавриила, мч. Симеона, мц. Татианы (1937). Сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938). Евангельские ЧтенияСубботы пред Воздвижением: 1 Кор., 126 зач., II, 6-9. Мф., 39 зач., X, 37 - XI, 1. Ряд.: 1 Кор., 146 зач., X, 23-28. Мф., 101 зач., XXIV, 34-44. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 10, 23-28; Мф. 24, 34-44). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Бдеть не значит сидеть сложа руки, но, имея в мысли, что Господь внезапно приидет, так себя держать и так вести дела свои, чтоб быть готовыми встретить Его во всякое мгновение, не опасаясь получить укор и осуждение. Как же это сделать? Очень просто. Ходить по заповедям, не нарушая ни одной, а случится нарушить какую - тотчас очищать покаянием и должным удовлетворением с своей стороны. Тогда
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07860 c.