Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 25. Манипуляция (Продолжение).

Здравствуйте,  уважаемые   радиослушатели.

Сегодня  мы  продолжаем  тему, начатую на  прошлом  уроке.     Говорили  мы  с вами  в  тот  раз  о   манипуляциях. О таком  взаимодействии между  людьми, которое   одной  стороной   строится   с целью  получения  собственной  выгоды  в ущерб  другой  стороне.         Кратко  напомню  главные  мысли.

Манипуляция - это  преднамеренное  и  скрытое  побуждение  другого человека  к  переживанию  определенных  состояний, принятию  решений  и выполнению  действий,  необходимых  для  достижения  инициатором манипуляции  собственных  корыстных  целей.

В  манипулятивном «послании»   всегда  присутствует элемент  лжи  или  искажение  информации.  Человек говорит одно, подразумевает  другое,  а  ожидает от партнера  третьего.   

Манипулятор  умело перебирает  струны  нашей  души,  прекрасно разбираясь  в  человеческой  природе   он знает,  что человек  с удовольствием   слушает о себе нечто приятное,  мечтает,  чтобы его скрытые  таланты  были  признаны,  стремится находиться в  безопасной  для  себя  ситуации,  когда  рядом  приятный  доброжелательный,  тонко  понимающий  душу собеседник.  Манипулятор  сладкими речами  может  усыпить  бдительность своего  визави.

«Классикой  жанра»  в  этом  случае  является  известная  басня   Крылова  «Ворона  и лисица».   Что делает  манипуляторша  лиса?  Льстит,  зубы  заговаривает,  создает  у вороны   ложное  чувство  безопасности.  В  результате ворона,  потеряв  бдительность,  выполняет просьбу  лисы  и,  начав   «петь»,  теряет  сыр.  «Уж  сколько  раз  твердили  миру,  что лесть  гнусна, вредна;  но только все не в прок,  и в сердце  льстец  всегда отыщет  уголок»  -  так начинает  Крылов эту басню  с морали о вреде лести.  Надо сказать,  что многие  люди,  глубоко приняв к сердцу  историю  вороны,  приобретают  настороженное  отношение к хорошим словам в свой  адрес,  рассуждая примерно  так:  «Если  он говорит  что-то доброе,  значит ему от меня  что-то надо!» (пауза)

-  Марья  Иванова, как вы прекрасно сегодня  выглядите!

- Ты мне зубы не заговаривай, говори  сразу,  чего от меня надо!

- Ничего, Марья Ивановна, просто вы, правда,  сегодня хорошо выглядите.

-  Что ты врешь, я же знаю, что тебе что-то нужно!

-  Ой,  я  лучше  пойду...

Беда Марьи Ивановны в том, что она  уже не доверяет  окружающим  и не допускает хороших слов в свой  адрес.  «Призрак  вороны» стоит  за  спиной  многих  женщин,  агрессивно и болезненно  реагирующих  на комплименты.  А дома они вздыхают о том, что им  так редко говорят  хорошие  слова.  «Призрак  вороны»  из  басни  приводит к тому,  что называют «с водой  выплеснули  и  младенца».   Да,  манипуляторы  используют  добрые  слова, но это не значит,  что каждый  комплимент это манипуляция. 

Это небольшое  отступление  от  темы,  но, на  мой  взгляд,  оно  важное,  так как  все  без  меры  используемое  доводит  до  абсурда  и лишает  ценности,  любые  благие  намерения.

Ну, а сейчас, я хочу поговорить и разобраться  с  различными  уровнями      манипуляции.  То есть с тем,  как  нами манипулируют  на  ценностном  уровне -  это  уровень  нашей  системы  ценностей;  на  ментальном  уровне -  наши мысли  и сознание;  на эмоциональном -  это  уровень  наших  эмоций  и  чувств   и  на  действенном -  уровень  прямых  действий.  
Грамотная  манипуляция  совмещает  несколько  уровней,  иногда  даже все четыре.  Но все же необходимо  научиться выделять ведущий  уровень   манипуляции.  Это позволит нам выбирать соответствующую  стратегию  противостояния.  А  потому  поговорим об уровнях  манипуляции  подробно.

Ценностный  уровень.

Это  самый  высокий  уровень  манипуляции,  его  можно  назвать  «искушением».  Каждый  из  нас  имеет  определенную  картину  мира,  представления о добре и зле,  истине и лжи;  о том,  что такое  хорошо  и что такое  плохо.   Манипулятор  подвергает  сомнениям  нашу  картину  мира  и систему  ценностей,  искажает  то,  во что мы верим,  насаждает  ложные  представления о действительности.  Фактически,  искушает  нас.

«Убийство  человека  оправдано,  если  убивают  злодея»;  «Тебя  окружают  недоразвитые  люди,  зачем  им  служить,  приносить  себя  в жертву,  отдавать свой  талант»;  «Ради  нашего  светлого будущего  нужно  разрушить  то,  что мы сейчас  видим вокруг  нас».  Таких  идей  множество.

Одни   люди  тянутся  к  просветлению,  их  система  ценностей   основана на добре.   Другие,  система  ценностей  которых  основана  на  идеях  подчинения,  тяготеют   к  насилию.

Философы,  мыслители,  писатели,  политики  и идеологи  управляют  системой  ценностей  массы  людей.  Ими формируются  социальные  мифы,  эксплуатирующие  систему  ценностей  человека,  его  веру  в добро.   Таким  мифом  была  коммунистическая доктрина.  Как  она повлияла  на систему ценностей  и  жизненную  ориентацию  многих  людей,  объяснять не нужно.

Фарисеи,  лжепророки,  основатели  сект  строят  манипуляцию  на   системе ценностей  человека,  подключая все  остальные  уровни.

Что же  можно  противопоставить  манипуляции на  уровне ценностей?   Собственную  веру, кодекс чести,  критическое  мышление,  свое  духовное развитие.  Сформированная  система ценностей   зрелого  человека  уже не поддается  манипулятивному воздействию.

Гораздо сложнее подросткам,  молодым  людям, которые  находятся  в  процессе  поиска  ответов  на вопросы о смысле жизни  и предназначении человека.  Состояние  поиска  сопровождается неопределенностью, которая оборачивается напряжением.    Период  поиска  и   неопределенности  не  минует  и  подростков  из  воцерковленных  семей.  В  этот период  они  должны  перевести  свою  детскую  веру, основанную  на  авторитете  и  примере  родителей  в  собственную,  осознанную  и  лично  ими  принятую  веру.  Кстати  давление   на  них    в этот  период  чревато  полностью  противоположным  результатом,  вплоть  до  резкого   отчуждения и от Церкви,  и от родителей.

Стремление  избавиться от напряжения  совершенно  естественно.  Избавление  заключается  в  обретении  Бога,  Смысла,  Предназначения.

Манипулятор  «цепляет»  человека  на  это «экзистенциальное  напряжение», предлагает  ему  свой  набор  ответов,  а взамен  берет  возможность  управлять  чужим  сознанием.  Так  черное  называют  белым,  красное - зеленым...  Повторяется  трагедия  Фауста.

Ментальный  уровень.

Фактически  это манипуляция  нашим сознанием.  На этом  уровне манипуляции  нам целенаправленно внедряются определенные  мысли,  и с  некоторого   момента  мы  теряем к ним  критическое  отношение.  И  вот  они поселившись  в  «подкорке»  начинают  управлять нашим  поведением.  Например,  нам хочется  сделать что-либо,  а  почему  мы  этого хотим -  объяснить не можем.  Средства   массовой  информации  в  этом  аспекте -  прекрасный  инструмент для   манипуляции массовым  сознанием.  Для  нас  формируют  определенную  точку  зрения,  взгляд на события, корректируют  меру  объективности  подачи  материала.  Рекламные  ролики  через  образы  и слоганы  внедряют  в  наше  сознание  определенные  мысли, формирующие  желания. 

«Раскрутка»  новых  имен  в  политике,  шоу  бизнесе,  литературе,  искусстве - не что иное, как манипулятивные  технологии,  адресованные нашему сознанию.

Жители  городов  ежедневно подвергаются  энергичным  манипулятивным  атакам на сознание,  и многие  уже  сформировали  настоящий иммунитет к воздействию  такого рода.  Злоупотребление  чтением  прессы  и  просмотром телевизора  ослабляет  нашу  способность  противостоять  манипулированию,  расшатывает  иммунную  систему.   Помните  как  в  «Собачьем  сердце»  профессор Преображенский  советовал  доктору  Борменталю  «никогда не читать  за  обедом  советскую  прессу,  не говорить о медицине  и большевизме?  Эти рекомендации  справедливы и для нас с вами.  

Необходимо  «проветривать»  наше  сознание  и мысли, делать  систематические уборки  огромных  куч  мусора.   Как  мы  занимаемся уборкой  собственного жилища, так нам следует  «прибираться»  в  собственной голове.  Иначе  ни одной  чистой,  красивой,  творческой  мысли  там  уже появиться не суждено.  Если  мы  не будем  «наводить чистоту  и порядок»,  проводить ревизию собственных  мыслей, то это обязательно  за нас  сделает кто-нибудь  другой.  И называться  это будет  уже по-другому:  «промывка мозгов». Помните  Владимир Высоцкий  пел:  «Не надо  думать,  с нами тот,  кто думает за нас...»?  Неужели  такая позиция нам подходит?!

Итак,  основной  стратегией  противостояния  манипулированию на уровне  мыслей  являются  критическое  мышление и самоанализ.   Но реализация  этой  стратегии  становится возможной  только при условии,  что  мы вовремя  распознаем  манипуляцию этого уровня.

Манипуляция на уровне мыслей  бывает, в основном,  двух  видов:

1.     Целенаправленное преобразование  информации.

2.     Использование стереотипов  мышления.

Целенаправленное преобразование  информации  -  это такой  способ  манипуляции информацией, при котором «жертва»  не получает полного и объективного  представления  о  ситуации,  явлении, предмете.  К  этому относятся  утаивание полной  информации,  искажение информации,  «подтасовка  фактов»,  фрагментарность - т.е порционная  подача информации, пространство  между  которыми заполняется домыслами, которые  дезориентируют  человека. 

Также  манипулятор  может  намеренно  выбрать  такой  момент подачи  информации,  когда  мы  имеем наименьшую  защищенность,  наибольшую  степень  открытости - информация  сваливается  как  «гром  среди  ясного неба»  и мы не можем ни  достойно ответить, ни   противостоять.  Очень непросто  просчитать все  форс-мажорные обстоятельства  и подготовиться ко всем неожиданностям.  Если  такое  случилось,  не бойтесь взять паузу,  ничего не обещайте и  не говорите в момент неожиданности.  Иногда  манипулятор,  стремясь  извлечь  максимум  выгоды  из  «эффекта  неожиданности»,  требует  от вас  немедленного ответа, причем по выгодному для себя  сценарию.  Не поддавайтесь, и тогда он вынужден   будет принять вашу паузу.

Общий  принцип  противостояния  манипулированию,  основанному на преобразовании информации, - это ничего не принимать на веру,  развивать собственное критическое  мышление.   У  Михаила  Жванецкого  есть замечательный  вопрос:  «А почему,  собственно?!»   Можно  взять его себе на вооружение.

Использование  стереотипов  мышления.

Стереотипы  есть у каждого  из  нас, они позволяют нам экономить  свою энергию.  Особенно в ситуациях  ограниченного времени,  сильного  эмоционального возбуждения,  недостатка информации.  Наиболее часто  манипуляторы  используют  шесть  наших  стереотипов  мышления:

·        Стереотип доверия  к  авторитетам.  «Уж если так считает компетентное, авторитетное  лицо, то это точно  должно быть правдой».  Неосознанно  человек перекладывает  ответственность за  принятие  важного решения на некое третье лицо. Если  человек обнаружит впоследствии обман, то  он имеет возможность переложить вину на этот авторитет. Часто доходит до абсурда.  В  рекламном  ролике  какого-либо лекарства, об его эффективности говорит даже не врач, а артист,  сыгравший  доктора  в популярном сериале.  И это срабатывает!  Иллюзорный   авторитет   врача, именно  роли  врача - увеличивает количество продаж  рекламируемого им препарата.  Противостояние  манипуляции этого вида заключается в том, чтобы трезво  оценить   степень  авторитетности или компетентности   этого  лица  в  конкретно  этом  вопросе.  Ну, а кто верит рекламе, тот просто сам хочет, чтобы его обманули.   На спрос всегда будет предложение.

·        Следующий  стереотип - доверие  высокой  цене.  На этом стереотипе  работают сетевые  продавцы  «элитной»  продукции.  Так дешевый по себестоимости товар можно продать  за  баснословную  цену,  снабдив соответствующей легендой.  И некоторые покупаются, потому что уверены, что «дорогое - значит хорошее».  Этот наш стереотип  основан  на наивной вере  в человеческую порядочность:  «Ну не будут же  дешевку продавать задорого!»  Будут,  еще   как    будут! «Пока    живут на свете дураки, обманом  жить     нам стало быть с руки!», - пели Лиса Алиса и Кот  Базилио. Друзья,  дорогое - не всегда хорошего качества;  недорогое - часто не менее  достойно вашего внимания. Постарайтесь  оценить товар сами  или приглашайте  своего эксперта.

 

Далее.
·          Стереотип   признательности.  Если для нас  делают  что-то хорошее, у нас, естественно,  формируется  чувство  благодарности, желание ответить чем-то приятным.  Если нам преподнесли подарок,  выгнать  за  дверь  дарителя уже не так просто.   Поговорка  «не подмажешь - не поедешь!» - описывает именно этот стереотип.  И этим пользуются манипуляторы.   Стереотип признательности  лишает нас возможности  критически оценить подарок  и следующую  за ним  просьбу.  Чтобы противостоять  манипулированию,  основанному на  этом  стереотипе,  необходимо   различать  собственное  чувство  благодарности  и  обязанность давать взамен  то, что нас просят.  Отблагодарить можно улыбкой,  комплиментом,  добрым  словом.  Не бойтесь обмануть ожиданий  манипулятора:  обмен состоялся!  Он вам - подарок, вы ему  -  благодарность.  Все  что  следует за этим,  -  деловые  отношения,  и к  подарку они не относятся.

Следующий  стереотип.
·       Стереотип  изгоя.  Страх  показаться  «слабаком»,  «не таким как все»  умело используют манипуляторы.  Особенно  уязвимы к  действию  этого стереотипа  подростки,  которые  часто  слышат: «А что, тебе родители  запрещают  курить,  что  ли?»  «Что,  у тебя  карманных  денег нет?» (пауза)   Каждый  из  нас  имеет  право  на  собственную индивидуальность.  И признание этого  - лучший  способ  противостояния  манипулированию  с  использованием  данного стереотипа.

·        Стереотип  иллюзии победы. Этот стереотип  лежит в  основе  манипулятивной  методики  «Требуй  больше - получишь  желаемое».   Сначала   манипулятор  требует от вас  того, что вы дать  ни при каких  условиях не можете или не хотите.   При этом он   может  использовать все средства, вплоть до шантажа.  Таким образом, он дестабилизирует ваше состояние.  Затем он неожиданно  отказывается от своих  притязаний,  как бы идет «у вас на поводу»  и предъявляет вам менее серьезное требование, которое вы в состоянии выполнить: «Ладно, ваша взяла!  Но сделайте для меня хотя бы ...» И здесь вы с радостью  соглашаетесь.   Вам кажется, вы выдержали натиск,  выиграли настоящее сражение.  Вы даже не подозреваете   о том,  что вся эта игра  была затеяна  лишь для того, чтобы  вы выполнили  именно последнее требование  манипулятора и еще были ему  благодарны  за сговорчивость  или имели ложное ощущение победителя. 

Также  данный стереотип лежит  в основе  печально известной  манипулятивной  методики,  прозванной в народе  «лохотроном».  Сначала вам сообщают,  что вы выиграли  крупную  сумму, поездку, подарок.  У вас возникает радость победителя.  Далее  оказывается, что  за выигрыш  нужно побороться с другим претендентом. Иллюзия победителя  и  желание получить свой  выигрыш не дает  вам возможности  развернуться и уйти. А дальше - подставные конкуренты  набавляют цену, вас охватывает азарт...  В результате  вы должны мошенникам  крупную  сумму денег.   Так «обводят  вокруг  пальца»  людей на улицах,  таким трюком пользуются некоторые туристические  компании.   Как противостоять  манипулированию,  основанному  на данном  стереотипе?  Теперь,  когда вам известен  алгоритм  манипуляции,  не поддавайтесь  иллюзорной радости победителя,  будьте бдительны!

Последний  стереотип, с которым я вас познакомлю, это
·          стереотип принятого  решения. Он  часто используется продавцами.  Сначала вам предлагают  выгодные  условия  сделки;  вы соглашаетесь  и  заполняете  бумаги.  Потом  оказывается, что, по якобы не зависящим от манипулятора  обстоятельствам,  условия  сделки  становятся менее выгодными для вас. Но вы уже приняли решение, потратили время, поэтому вы сохраняете решение о покупке  и соглашаетесь с новыми условиями.  Этот стереотип  основан  на нашем  стремлении  к  последовательности.  Мы  будем сами себя  убеждать,  что  выбрали  правильный  путь.   Причем  даже если убрать  первоначальный  стимул  выгоды,  мы сами  найдем  другую  выгоду, чтобы защитить свое решение.

Ценностный  и ментальный  уровни  манипулятивного воздействия,  а также  способы  противостояния  им    мы  рассмотрели  на  сегодняшнем  уроке. 

На   следующей   нашей  встрече  мы  поговорим об  эмоциональном  и действенном  уровнях  манипуляции. 

До  свидания. 



Старый стиль 15Июль пятница Новый стиль) 28Июль Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Кирика и Иулитты (ок. 305). Совершается всенощное бдениеРавноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015). Мч. Авудима (IV). Собор Киевских святых. Сщмч. Петра диакона (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 36 зач., X, 9-16, или Мф., 55 зач., XIII, 44-54 . Лит. - Равноап.: Гал., 200 зач., I, 11-19. Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9.* По благословению Святейшего Патриарха Алексия II вместо 36-го зачала Евангелия от Иоанна можно прочесть 55-е зачало Евангелия от Матфея. Служба мчч. Кирика и Иулитты переносится на 14(27) июля. Молитвы Тропарь равноапостольного великого князя Владимираглас 4Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер - Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых. Тропарь равноапостольного великого князя Владимираглас 1Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти:/ слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую. Ин тропарь равноапостольного великого князя Владимираглас 8Правоверия наставниче/ и всея Руси просветителю,/ благочестивый великий княже Владимире,/ святым Крещением всех просветил еси/ и церкви многи славны украсил еси,/ о премудре Василие,/ Христа Бога моли спастися душам нашим. Кондак равноапостольного великого князя Владимираглас 8Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых. Ин кондак равноапостольного великого князя Владимираглас 8Изрядному воеводе и правоверному,/ благодарственная восписует ти вся Русь, Василие, имущи тя начальника и заступника,/ яко избавил еси нас от всякия скверны и лести, темже ти вопием:/ радуйся, великий княже Владимире преблаженне. Ин кондак равноапостольного великого князя Владимираглас 4Отеческу прелесть, идолы, яко суетни, отверг,/ Христа, всех истиннаго Бога, Царя и Благодателя, познал еси./ Темже и люди, изрядны Тому, святым Крещением просветил еси,/ преславне Владимире./ Сего ради почитаем тя,/ яко Троице служителя,/ Христа моли даровати нам велию милость. Величание Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго. Показать ещё молитвы Тропарь мучеников Кирика и Иулиттыглас 8Яко лоза благоплодная, Иулитто честная,/ грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу,/ сына твоего Кирика славнаго,/ мучением того богатно украсивши/ и твоею кровию навершивши,/ тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних,/ идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии. Ин тропарь мучеников Кирика и Иулиттыглас 4Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша. Кондак мучеников Кирика и Иулиттыглас 4Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика,/ на подвизе мужески веселящися, взываше:/ Христос есть мучеников похвала. Ин кондак мучеников Кирика и Иулиттыглас 2Жертва приятна, Богови приносима,/ и свидетель верен Христов являемь,/ с материю пострадал еси Иулиттою, Кириче славне,/ с неюже Христа Бога молити не престай о всех нас. Службы15 июля: Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. 14 июля: Апостола Акилы. Мучеников Кирика и Иулитты Сайты приходов: Абаканская епархия:Свято-Владимирский храм г. Абакан Армавирская епархия:Храм Владимира равноапостольного хут. Октябрьский Арсеньевская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Терней Храм св. кн. Владимира пос. Тимофеевка Астраханская епархия:Cобор св. равноапостольного князя Владимира г. Астрахань Барнаульская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Заринск Бежецкая епархия:Князь-Владимирский Собор г. Удомля Белгородская епархия:Свято-Троицкий мужской Холковский монастырь с. Холки Благовещенская и Тындинская епархия:Храм св. кн. Владимира пгт. Магдагачи Борисоглебская епархия:Храм Рождества Христова пгт. Анна Брянская епархия:Храм во имя великого равноапостольного князя Владимира пгт. Клетня Великолукская епархия:Храм св. кн. Владимира дер. Михайлов Погост Храм св. кн. Владимира с. Стуколово Храм св. кн. Владимира пос. Усть-Долыссы Великоустюжская епархия:Храм святого равноапостольного Великого князя Владимира г. Красавино Волгоградская епархия:Храм Святого равноапостольного князя Владимира г. Волгоград Храм в честь святого благоверного князя Владимира г. Волгоград Воронежская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Стрелица Храм Святого Равноапостольного Великого князя Владимира г. Воронеж Выборгская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. им. Свердлова Вяземская епархия:Свято-Владимирский мужской монастырь на истоке Днепра дер. Дудкино Гатчинская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Коммунар Днепропетровская епархия:Храм Святого Равноапостольного князя Владимира г. Днепропетровск Донецкая и Мариупольская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Ясиноватая Ейская епархия:Храм Равноапостольного князя Владимира г. Тимашевск Екатеринбургская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Монетный Храм св. кн. Владимира г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм во имя святых мучеников Кирика и Иулитты с. Димитров Храм святого князя Владимира п. Октябрьский Енисейская епархия:Храм св. кн. Владимира при ЦРБ г. Енисейск Запорожская и Мелитопольская епархия:Свято-Владимирский храм г. Вольнянск Иваново-Вознесенская епархия:Храм в честь Богородицы "Всех Скорбящих Радости" г. Фурманов Иркутская епархия:Князе - Владимирский храм г. Иркутск Искитимская епархия:Храм Владимира равноапостольного дер. Бурмистрово Казанская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с. Казыли Храм св. кн. Владимира пос. Октябрьский Успенский Зилантов женский монастырь г. Казань Калининградская епархия:Храм равноапостольного великого князя Владимира Калужская епархия:Храм свв. кнн. Владимира и Ольги г. Обнинск Храм Архангела Михаила г. Калуга Канашская епархия:Храм св. кн. Владимира равноапостольного с. Старые Шимкусы Канская епархия:Храм св. кн. Владимира дер. Красногорьевка Карасукская епархия:Храм во имя св. равноапостального кн. Владимира г. Карасук Касимовская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Гиблицы Храм Владимира Равноапостольного и Марины Мученицы дер. Лункино Киевская епархия:Храм в честь Равноапостольного Великого князя Владимира г. Киев Кишиневская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Кишинев Костромская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Кострома Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне г. Кострома Краснослободская епархия:Храм Равноапостольного князя Владимира с. Новотроицкое Кудымкарская епархия:Храм Владимира равноапостольного с. Полозово Кузнецкая епархия:Храм Космы и Дамиана с. Большой Вьяс Курганская епархия:Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского г. Курган Кызыльская епархия:Храм св. кн. Владимира с. Балгазын Ливенская епархия:Корсунская Князь-Владимирская мужская пустынь с. Корсунь Липецкая епархия:Храм Всех святых, в земле Российской просиявших г. Липецк Храм св. кн. Владимира г. Липецк Луганская епархия:Свято-Владимирский храм г. Алчевск Магнитогорская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Цементный Могилевская и Мстиславская епархия:Храм равноап. вел. кн. Владимира а.г. Межисятки Московская епархия (городская):Храм Преображения Господня во Введенском г. Звенигород Князь-Владимирский Храм дер. Нагорное Храм св. кн. Владимира и св. кнг. Ольги в Черемушках г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Талеж Храм св. равноап. вел. кн. Владимира в Старых Садех г. Москва Храм Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва Храм св. равноапостольно князя Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова г. Москва Храм святого равноапостольного князя Владимира, в Новогиреево г. Москва Храм равноап. вел. кн. Владимира на Химкинском кладбище г. Москва Храм Святого Равноапостольного князя Владимира при Епархиальном Доме г. Москва Храм Воскресения Христова в Шереметьево г. Москва Московская епархия (областная):Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы г. Дмитров Князь-Владимирский храм с. Талицы Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь г. Москва Храм Владимира равноапостольного с. Никольское - Трубецкое Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Зарайск Храм Рождества Христова г. Луховицы Храм Святителя Николая Чудотворца с. Семеновское Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Успенское Храм кн. Владимира равноапостольного дер. Новофрязино Нарвская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Нарва-Йыэсуу Домовый храм св. кн. Владимира г. Нарва-Йыэсуу Находкинская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Ливадия Нижегородская епархия:Храм Владимира равноапостольного с. Сартаково Нижнетагильская епархия:Храм св. кн. Владимира пос. Висим Женский Свято-Пантелеимоновский монастырь г. Краснотурьинск Новгородская епархия:Храм мчч. Кирика и Иулитты дер. Лучки Храм блгв. кн. Владимира Новгородского пос. Панковка Новороссийская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Анапа Новосибирская епархия: Троице-Владимирский собор г. Новосибирск Одесская епархия:Храм св. равноап. Владимира и мц. Людмилы Чешской г. Одесса Омская епархия:Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Пензенская епархия:Храм Владимира равноапостольного при онкологическом центре г. Пенза Покровская епархия:Храм св. кн. Владимира с. Камышово Псковская епархия:Храм св. кн. Владимира дер. Вернявино Пятигорская епархия:Храм равноап. кн. Владимира г. Новопавловск Рижская епархия: Свято-Владимировский храм г. Юрмала Ростовская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Батайск Князь-Владимирский храм г. Ростов-на-Дону Самарская епархия:Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Сызрань Храм в честь Владимира равноапостольного г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Князь-Владимирский собор г. Санкт-Петербург Храм Святой Живоначальной Троицы в Ораниенбауме г. Ломоносов Храм св. равноап. вел. кн. Владимира г. Санкт-Петербург Храм Владимира равноапостольного пос. Усть-Ижора Храм св. равноап. вел. кн. Владимира пос. Лисий Нос Саратовская епархия:Храм во имя Святого Равноапостольного великого князя Владимира г. Саратов Сарненская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Кузнецовск Сердобская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Сердобск Сиднейская и Австралийско-Новозеландская епархия:Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира г. Сидней Симбирская епархия:Храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира г. Ульяновск Симферопольская епархия:Собор Владимира равноапостольного в Херсонесе г. Севастополь Славгородская епархия:Храм Владимира равноапостольного с. Мамонтово Смоленская епархия:Храм святого равноапостольного князя Владимира г. Сафоново Средне-Американская епархия:Храм равноап. вел. кн. Владимира г. Анн-Арбор Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм святого равноапостольного великого князя Владимира пос. Радуга Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Невинномысск Таллинская епархия:Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского г. Таллин Тамбовская епархия:Храм в честь святого равноапостольного князя Владимира пос. Токаревка Ташкентская епархия:Храм св. Равноапостольного вел. князя Владимира г. Ташкент Тверская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Савцыно Тихорецкая епархия:Свято-Владимирский храм г. Кореновск Тобольская епархия:Свято-Владимирский храм с. Петелино Тульская епархия: Храм св. кн. Владимира г. Тула Улан-Удэнская и Бурятская епархия:Храм Владимира Равноапостольного пос. Монды Уфимская епархия:Храм св. кн. Владимира дер. Мончазы Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира г. Ханты-Мансийск Крестильный храм в честь св. кн. Владимира г. Покачи Херсонская епархия:Храм св. вел. князя Владимира г. Херсон Чебоксарская епархия:Собор святого равноапостольного князя Владимира г. Новочебоксарск Челябинская епархия:Храм святого князя Владимира пос. Смолино Чикагская епархия:Храм святого равноапостольного князя Владимира г. Хьюстон Читинская епархия:Князе-Владимирский храм г. Хилок Шахтинская епархия:Храм св. кн. Владимира г. Шахты Храм св. кн. Владимира пос. Кадамовский Ярославская епархия:Храм Владимира равноапостольного г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04436 c.