Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

27.11.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

08.11.2018 | Традиционный праздник «Встреча друзей»

20.10.2018 | Встреча друзей

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 26. Манипуляция (Продолжение 2).

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

Сегодня мы продолжаем тему, начатую на прошлых уроках. Говорили мы с вами о технике влияния на поведение и поступки других людей, с целью извлечения собственной выгоды. Эта техника корыстного моделирования поведения других людей носит название манипуляции.

Как вы поняли, не всякое моделирование поведения является манипуляцией. Наше обращение к этой теме связано с необходимостью распознавания мотивов других людей инициирующих взаимодействие с нами, а также возможность противостояния тем из них, которые делают это с личными, корыстными целями.

Мы уже рассмотрели ценностный и ментальный уровни манипулятивного воздействия, а также способы противостояния им.

Сегодняшняя наша встреча будет посвящена эмоциональному и действенному уровням манипуляции.

Итак - эмоциональный уровень.

На эмоциональном уровне в основном манипулируют те кому, прежде всего, важно эмоциональное включение, эмоциональный выплеск человека. Чаще всего это те люди, с которыми мы находимся в непосредственном эмоциональном контакте. То есть те, с которыми мы вступаем в близкие личные отношения. Как правило, это родственники, друзья, близкие знакомые. Часто эмоциональный контакт инициируют одинокие, потерявшие своих близких, и чувствующие окружающую пустоту люди. Они ищут недостающую им энергию жизни у других людей, пытаясь своим, неосознанным манипулятивным влиянием утолить свой голод одиночества. Многие из таких людей знают или по крайней мере слышали, что жизненную энергию дает Тот, кто все сотворил «Кем мы все движемся и существуем».

Но унылое и закостеневшее сознание не хочет впускать в себя эту идею, человек не в состоянии совершить усилие и выйти из порочного круга самодовлеющих атеистических убеждений. И вот он начинает пытаться завладеть этой энергией от других людей, используя те чувства, о которых мы говорили ранее на прошлых уроках. Вина, страх, раздражение, стыд, ярость, повышенное чувство ответственности, тревожность, разочарование - за всеми этими чувствами стоит энергия, наша жизненная сила, которая по капле или обильными ручьями вытекает из нас в процессе манипуляции.

Когда манипулируют нашим сознанием, нередко подключают чувства. Но в случае манипуляции на уровне мыслей у нас не происходит сильного энергетического истощения. Мы злимся, чувствуем себя одураченными, желаем взять реванш и отыграться. При этом у нас наблюдается даже прилив сил, хотя бы временный. Все оттого, что наша мысль начинает работать активнее - манипулятор активизировал именно уровень мыслей.

Совсем иначе происходит, когда основная манипулятивная атака направлена к нашим чувствам. Безусловно, они начинают работать активнее. Но наши чувства - это хранители нашей жизненной энергии. Поэтому при «активной» работе чувств жизненная энергия утекает от нас так же активно. Вопрос к кому, куда? Ответ прост - к манипулятору.

Мудрецы говорят: «Бережно относиться к своей жизненной силе - это экономить эмоции». Сильные негативные эмоции лишают человека желания жить, сильные позитивные - туманят разум. Манипулятор на уровне чувств неосознанно (или осознанно) стремиться вызвать сильные эмоции. В этом случае, помимо контроля за вашим поведением и благ для себя, он получает свою главную выгоду - вашу энергию, жизненную силу.

Думаю, что многие из вас, уважаемые радиослушатели, могут припомнить случаи из своей жизни, когда ваши близкие знакомые или даже родственники, злоупотребляя вашим вниманием, а на самом деле эксплуатируя ваше расположение, чувство долга и ответственности выливали на вас столько жалоб на свою жизнь, несправедливость, обиды на третьих лиц, что вы потом еле ноги уносили - и в прямом, и в переносном смысле. После таких разговоров чувствуется такое внутреннее опустошение и усталость, как будто разгрузил вагон угля. Думаю, что многим это знакомо. Особенно это касается людей жалостливых и искренне стремящихся помочь ближнему. Попытки такого человека вставить свою реплику в жалующийся монолог несчастного принимаются, но советы и предложения сразу же и отвергаются, как недейственные или невыполнимые. Игра, которую ведет такой жалующийся и беспомощный человек описана в научной психологии и носит она название: «Почему бы вам не... Да, но...».

Приведу пример из книги Эрика Берна немного адаптированный к нашим условиям варианте:

Диалог Беспомощной личности, так назовем ее для примера и ее собеседника. Он в нашем примере выступает донором собственной энергии, поэтому и обозначим его как «донор».

Беспомощная личность (печальным голосом): Посмотрите, в каком состоянии у меня квартира! Нужен срочный ремонт! Ума не приложу, что делать?

Донор: Почему бы вам не обратиться в ЖЭК?

Б.Л. Да, но там большие очереди и работают они плохо!

Донор: Почему бы вам не обратиться в кооператив?

Б.Л. Да, но там берут очень дорого и в последнее время халтурят!

Донор: Почему бы вам не заставить мужа сделать ремонт?

Б.Л. Да, но у него нет времени, и у нас нет инструментов!

Донор: Почему бы вам не приобрести инструменты и не заставить мужа все-таки сделать ремонт?

Б.Л. Да, но если он сделает ремонт, то у нас через две недели потолки обвалятся!

Наступает неловкое молчание, и через некоторое время начинается развлечение под названием «Разве это не ужасно?»

Важно понимать, что на этом уровне главная выгода манипулятора даже не те блага, которые вы ему отдаете или можете дать, а ваша энергия, жизненная сила, которую вы расходуете, а он ей пользуется.

Вышеприведенный диалог это диалог на бытовую тему. Но всякий христианин наверняка сталкивался и с людьми, пытающимися провоцировать его на советы и рекомендации, касающиеся духовной жизни. Но разговоры часто остаются на уровне пустых разговоров. Он пожаловался, вы его пожалели, что-то посоветовали, даже просфорку принесли, или молебен заказали, а человек сам-то ничего не предпринимает. Ему достаточно того, что вы его выслушали, да еще поговорили о «высоком». Здесь я не берусь резко противостоять такому общению. Спаситель велел нам сеять, а урожай и результат доверить Ему. Поэтому ограничивать жалобщиков все же слушающих Слово Божие не по-христиански, получается.

Но на всех иных бытовых уровнях, человек, использующий свое недовольство жизнью, с целью получить от вас единственно вашу жизненную энергию, является чистой воды манипулятором.

Мы же становимся жертвами таких манипуляторов из-за желания быть «хорошими», мягкими, обходительными, деликатными, внимательными, забывая, что быть хорошим по отношению ко всем - невозможно. В основе этого желания нередко лежит «стереотип изгоя»: буду грубым - меня осудят, надо быть добрым, тогда меня примут.

Наш страх осуждения манипуляторы ощущают очень тонко, и умело его используют. «Но что же делать со страхом осуждения?» - спросите вы. В первую очередь принять факт его существования. Да, он есть у всех, кто живет в обществе, это нормально. Дело здесь не в самобичевании или самооговоре, секрет в том, чтобы отнестись к своему страху, а также к истинному желанию оппонента вызвать у нас страх осуждения и поток оправданий со здравым смыслом даже с чувством юмора.

Итак, возьмем себе на заметку - манипуляторы на уровне чувств «ловят» нас на страхе осуждения и желании «быть хорошими». Добиваться своего они могут, используя следующие средства:

· Жалуются на жизнь.

· Упрекают, вынуждая нас оправдываться.

· Ограничивают другие контакты.

· Используют давление и принуждение.

· Начинают нас ревновать к кому-либо или чему-либо.

· Отвлекают от дел.

· Требуют дополнительных встреч или свиданий.

Как же конкретно, противостоять манипулированию на уровне чувств? Во-первых, нужно следить за своими ощущениями и эмоциями, и при первых признаках раздражения или других деструктивных чувств, прекратить личный контакт или хотя бы стать более внимательным, более бдительным, не расслабляться в общении с данным собеседником. Мониторинг собственных ощущений и эмоций - это сознательное наблюдение за тем, что происходит с нашим внутренним миром. Если у вас, когда вы разговариваете с человеком, появляются боли, несвойственные вам в обычной жизни телесные ощущения или неожиданно резкие чувства - это значит, что ваш внутренний «дозорный» почувствовал беду. Наверняка вам знакомо, если не само ощущение, то хотя бы словосочетание: «засосало под ложечкой». Это сигнал, поступающий из желудка: «внимание, опасность!» Если вы будете внимательны к себе, то сможете отследить этот сигнал в себе при определенных ситуациях. Вспотели руки, заболела голова, резко захотелось пить и другие неожиданности - это знак вашего организма: «Будь бдителен!»

Также в научной литературе по психологии, обращается внимание на первый сигнал, поступающий из глубины сердца. Исследования физиологов показывают, что мы испытываем определенные чувства по отношению к чему-либо за долю секунды до того, как начинаем об этом размышлять. Это послание, идущее из глубины сердца, является чистым, основным ощущением. Следовательно, если бы мы всегда были внимательными, мы могли бы регистрировать это ощущение, пусть слабое, до момента включения нашего сознания. Этот сигнал, исходящий из глубины сердца, успевает проскользнуть неискаженным до того момента, когда предвзятые мысли хлынут потоком.

Чем чище у человека сердце, чем внимательнее он относится к себе и своей душе, тем этот импульс будет продолжительнее и сильнее. И довериться ему уже будет легко и естественно. Тогда, обмануть нас ни у кого не будет ни малейшего шанса. Вы наверно сами уже почувствовали, насколько этот вывод современных психологов совпадает с древними, и тем более с христианскими понятиями о сердце. Ведь именно сердце в Священном Писании - средоточие духовной жизни человека.

Сейчас перейдем к манипуляциям на уровне действий. Манипулятор этого уровня может быстро сократить дистанцию между собой и вами, использовать несанкционированные прикосновения, заманивать в «ловушку» с помощью искусственно созданных декораций.

Манипуляции такого уровня позволяют быстро привлечь к себе внимание. Если кто-то начнет раздеваться в общественном месте, крушить имущество или выделывать умопомрачительные трюки, словом эпатировать публику - всеобщее внимание ему обеспечено.

Замечательные манипуляторы на уровне действий - это фокусники. Каждый их них знает, что фокуса не будет, если внимание зрителя не будет отвлечено на незначительную яркую деталь. Если мы увидим нечто, что не ожидали увидеть; услышим, то, что не ожидали услышать; унюхаем то, что удивит нас, попробуем нечто странное; ощутим неожиданное прикосновение - то на некоторое время потеряем привычное состояние равновесия и станем более уязвимыми. И этот момент манипуляторы могут умело использовать.

Также прекрасные манипуляторы на уровне действий - цыгане. Они хватают человека за руку, тем самым шокируя его, и вот он на несколько секунд уже потерял управление собой. За эти мгновения цыганка может оказать на него определенное влияние.

В некоторых деструктивных сектах метод манипуляции на уровне действий работает следующим образом: прохожему неожиданно вручается какой либо маленький сувенир, ароматическая палочка или просто цветок со словами: «Это подарок для вас». Человек, взявший этот сувенир, т.е. принявший подарок, оказывается в двойной зависимости, во-первых, у него срабатывает правило взаимного обмена или стереотип, который мы называли в прошлой лекции как стереотип признательности. Мне подарили, я должен отблагодарить... Это уровень мыслей.

Также он подвергся манипуляции на уровне действий - вступил в непосредственный контакт. Последующая просьба о пожертвовании, или иной услуге со стороны дарителя выглядит как последовательное и логичное продолжение контакта. Я надеюсь, что у вас сильно «засосет под ложечкой», и уже после этого урока, даже если от неожиданности вы взяли цветок у улыбающегося манипулятора, вы поймете, что вас просто хотят использовать, и вы вернете этот цветок, наверняка уже побывавший не в одних руках этому веселому человеку.

Поэтому правило противостояния манипулированию на уровне действий гласит: избегайте телесного контакта с потенциальными манипуляторами.

Прикосновение - это великая сила. Наше тело помнит все. В нейролингвистическом программировании (НЛП) применяются так называемые «якоря». Специалист, сформировав у пациента определенное состояние (как правило, позитивное), дотрагивается определенным образом до некоей части его тела. Так устанавливается «якорь». В дальнейшем, чтобы вызвать у человека то состояние, необходимо повторить прикосновение - «якорь».

Манипуляции на уровне действий сложно противостоять словом. Тут - либо ответное действие, либо избегание. Потому здесь очень остро встает вопрос силы: кто сильнее, кто слабее.

Бывает и взаимная манипуляция на уровне действий. Например, детская игра «в гляделки» - кто кого переглядит, тот и сильнее. В истории есть случай «великого стояния», когда русские и татаро-монгольские войска стояли друг напротив друга, разделенные рекой, не стремясь начать наступление и дожидаясь, кто кого перестоит. В итоге противники поняли равную силу друг друга и разошлись.

Кстати, дети не отстают от взрослых в манипулятивных трюках. Инсценировка недомогания, истерики и многое другое позволяет им добиться внимания, а иногда даже власти над родителями. Это, конечно, происходит в том случае, если ребенка катастрофически не слышат и не замечают его проблем.

Ну, вот мы и подошли к концу этой не очень приятной темы - о манипуляции. Естественно, это весьма и весьма краткий обзор. Тем более я надеюсь, что такие христианские добродетели как трезвение, бодрствование и бдительность многим из вас просто не дают возможности попасть в ловушку манипулятора и для вас эта информация, скорее всего, была и не нужна. Но, так или иначе, ко мне обращаются люди с тревожным и унылым ощущением, что их используют другие в собственных интересах, а они не могут понять, как им действовать в этой ситуации.

Именно поэтому я собрала материал по этой теме и предоставила вашему вниманию. Не скрою, с этими вопросами ко мне обращались как христиане, так и, можно сказать, сочувствующие, которые еще более четко формулировали вопрос: «Является ли требование христианского послушания - манипулированием?» Здесь надо разобраться с тем, что такое «послушание».

Это и будет темой нашей следующей передачи.

В заключение хочу добавить, что при подготовке этого материала я пользовалась исследованиями американского психолога Роберта Чалдини, а именно его книгой «Психология влияния», а также работами наших соотечественников, известных ученых-психологов Татьяны Зинкевич- Евстигнеевой, Дмитрия Фролова и Михаила Ефимовича Литвака.

До свидания.



Старый стиль 28Ноябрь понедельник Новый стиль) 11Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Иринарха и святых семи жен (303). Совершается служба на шестьПрмч. и исп. Стефана Нового (767). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394). Совершается служба со славословиемСщмч. митрополита Серафима (1937). Сщмчч. Петра, Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии (1937). Мц. Параскевы (1938). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Обретение мощей прп. Сергия, исп (2000). Евангельские Чтения2 Тим., 294 зач., II, 20-26. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Прмч.: 2 Тим., 291 зач., I, 8-18. Мф., 37 зач., X, 23-31 .* Если совершается полиелейная служба сщмч. Серафима, то на утрене читается Мф., 36 зач., X, 16-22, а на литургии - дня и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28-39. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Тим. 2, 20-26; Лк. 19, 37-44). Народ взывает: "осанна!", - а Господь плачет. Не совершается ли нечто подобное и при наших торжествах церковных? Тогда видимость была торжественна; но Господь смотрел на то, что было в душах невидимо, и видел его достойным плача. И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает внутреннее всех настроение? Иной не понимает совсем силы и значения праздников; иной чутьем темно ощущает нечто, а ясно ничего не видит; и разве кто-кто и видит, и чувствует, и располагается достойно празднеству. Жертв праздники наши берут много; но сколько из них отделяется Господу и братиям? Или ничего, или самая незначительная малость; все почти берет чрево и суетность. От Господа укрыться это не может, и не дивно если Он, говоря по человечески, плачет, когда мы издаем торжественные возгласы. Таковы-то искупленные, оправданные, всыновленные!. . Дали обет, приняли обязательство - духом ходить и похотей плотских не совершать, а тут у них что идет? Сыны Царствия хуже последних рабов!. . . Молитвы Тропарь преподобномученика Стефана Новогоглас 4Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству мужески вооружился еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Стефане приснопамятне. Ин тропарь преподобномученика Стефана Нового Стефана Новогоглас 3Яко предпросиявый, Стефане, житием постническим,/и в мире облистал еси течением страдальчества,/ разгнал еси мрачную прелесть еретичествующих,/ показавый истинную славу православных,/ сего ради прославился/ яко Божественный свидетель Истины Христовы. Кондак преподобномученика Стефана Новогоглас 3Из неплодна, преподобне, корене возрасте ветвь,/ первострадальцу тезоимените,/ монахов наставник велик, отче, явился еси,/ и ярости не убоявся царя,/ не хотяща Христов чествовати образ,/ сего ради скончався,// мученический венец приял еси, Стефане. Ин кондак преподобномученика Стефана Нового Стефана Новогоглас 8Троицы рачителя и Божественнаго Стефана/ восхвалим верно песньми, празднолюбцы, от сердца,/ яко почествовавша начертание красное Владыки и Матере Его,/ и согласно ныне от любве возопиим ему, радующеся:/ радуйся, отче приснославне. Тропарь святителям Ростовскимглас 4Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви. Тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовскогоглас 4От юности твоей добре воспитався трудами,/ воздержанием, постом и молитвами,/ чисту и непорочну сотворил еси душу твою,/ сего ради на престоле святительства сел еси,/ и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/ зарими чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре,/ и ныне моли Христа Бога да спасет души наша. Ин тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовскогоглас 5От юности, премудре, прилежно подвизався,/ и извещением Святаго Духа/ превеликую обитель воздвиже Пресвятей Богородице/ в похвалу Рождества Ей,/ струими же слез твоих безплотныя враги погрузил еси,/ и, житий твоего целомудрием со Ангельскими лики совокупився,/ преподобие отче Феодоре,/ с ними же Христа Бога моли/ спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак святителям Ростовскимглас 4Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек. Кондак святителя Феодора, архиепископа Ростовскогоглас 2В молитвах Господеви предстоя,/ якоже крепкий адамант во утвари,/ по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами,/ ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився,/ но, яко имея дерзновение/ к рбждшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему,/ Егоже моли непрестанно о всех нас. Тропарь священномученика митрополита Серафимаглас 5Воинство Царя Небеснаго/ паче земнаго возлюбив,/ служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/ наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/ данная ти от Бога многообразная дарования/ к пользе народа Божия приумножил еси,/ учитель благочестия/ и поборник единства церковнаго быв,/ пострадати даже до крове сподобился еси,/ священномучениче Серафиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Кондак священномученика митрополита Серафимаглас 6Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/ теплую любовь к нему имел еси,/ писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/ верныя к его прославлению подвигл еси/ и благодарственнаго по
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04132 c.