Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 28. Тайна слова.

Здравствуйте, уважаемые слушатели радиоканала «Воскресение».

Сегодня последняя наша встреча в этом году. В этом учебном и церковном году. Кстати учителя и преподаватели, и вообще, образовательная система никогда не изменяли этому календарю. Для нас всегда год начинался и начинается в сентябре. Рабочее время оканчивалось в мае, затем у кого то экзамены, а у кого-то сразу каникулы - благодатная пора отдыха.

Вот и мы с вами подошли к последнему нашему уроку, и после него попрощаемся до нового года.

Последний урок, как последняя, лебединая песня очень ответственен, потому как расставание, хоть и на время, всегда окрашено особыми чувствами светлой грусти, благодарности, и, конечно, надежды. Хочется, чтобы за расставанием была встреча и яркие, солнечные дни каникул не ослепили своей праздностью, а подготовили нас к следующему пути по тропинке, по дорожке, куда? К храму, конечно! Куда же еще? Зачем дороги, если они не ведут к Храму?

Итак, последний урок... Долго выбирать тему для последнего урока мне не пришлось. Меня, а я думаю и вас тоже, радует, что в программу общеобразовательных школ, куда ходят все наши ребята, в последних числах мая включена тема о святых равноапостольных братьях - Кирилле и Мефодии. Учителях словенских. Принесших на славянские земли и Слово Божие, и письменность, и азбуку, и просвещение. Глаголица, Кириллица, славянский язык, русский - это летопись нашего языка, нашего поистине великого и чудесного, могучего и прекрасного русского языка. Эта тема по праву венчает учебный школьный год. Вот и я этот наш последний урок хочу посвятить Святым Братьям и поговорить о русском языке, о тайне слова и тайне человека.

Я недаром поставила эти две тайны через запятую, потому что по сути это одна тайна - великая и прекрасная как и наш язык.

Так что же значит это слово - человек? Замечательное объяснение дает Александр Семенович Шишков в книге, которую он посвятил Государю Николаю I "Славянорусский корнеслов". Кстати, напомню - Александр Семенович - великий русский человек, адмирал и госсекретарь, верой и правдой служивший четырем царям, министр просвещения и президент Российской Академии Наук. В своей книге он пишет: "Исследование языков возведет нас к одному первобытному языку и откроет... что слова показывают нам, что каждое имеет свой корень и мысль, по которой оно так названо".

Так вот, исследователь возводит этимологию нашего с вами общего наименования «человек» непосредственно от "слова" путем некоторых преобразований, присущих языковому процессу, а именно: слово - словек - цловек - чловек - человек. Здесь подчеркивается главное отличие людей от всего живого, сотворенного Богом, именно как существ словесных, мыслящих словами.

На какую же неизмеримую высоту, если вдуматься, поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"

Самое главное достоинство человека, причина всех его превосходств и величий есть слово - сей дар небесный.

И если пафосом иных верований является мысль о ничтожестве человека пред лицом Всевышнего, то Священное Писание говорит нам совершенно иное, а именно, - что мы созданы по образу и подобию Всевышнего. Пречистыми устами Господа нашего Иисуса Христа оно взывает к нашему с вами Небесному достоинству. "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - читаем в Евангелии от Матфея "Посему ты уже не раб, но сын", - вторит святой апостол Павел (Гал 4, 7). Но если Отец наш Слово, то рожденные от него, конечно же, словеки, чловеки, человеки. И это уже родство не только по плоти от ветхозаветного праотца Адама, все неизмеримо выше, божественнее, сокровеннее.

Вот так - славяне, по Шишкову, это люди, одаренные особым даром слова. И это правда, - нет больше ни у одного народа в мире такой великой литературы, каковой является русская словесность. А потому, отмечая то огромное влияние, которое она неизменно оказывала на весь строй души русского человека, его умонастроения, и, в конечном итоге, на судьбы нации.

О силе слова, его преображающей и созидающей силе много говорил и писал Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помни, что в самом слове заключается возможность дела; только веру твердую надо иметь в силу слова, в его творческую способность. У Господа неразлучно со словом дело; ни одно слово к Нему не воротится изнемогшим: «Не изнеможет у Бога всяк глагол». Так и у нас должно быть, ибо мы - образы Слова, и слово приискренне соединилось с нами, чрез воплощение, обожив нас, приняв в причастники Божественного естества».

Давно известно, что восприятие какого-либо предмета или явления во многом зависит от того, с каких позиций мы их воспринимаем, каков ракурс. И тогда слова, давно известные, привычные на слуху и не сулящие, казалось бы, новизну, приобретают совершенно новый смысл. Расцветают - как дивной красоты алмаз - многоцветием граней. И когда осознаешь, что в том же слове образование содержится очень важная для всех нас, а в особенности для тех, кто непосредственно связан с обучением и воспитанием, информация. Ведь его корень образ - есть икона. Вот и получается, что наипервейшей задачей "образователей", и не только дошкольных воспитателей, школьных учителей и вузовских преподавателей, но и, прежде, родителей, является не доведение до сведения юного человека некоей суммы знаний и привитие определенных навыков. Это разумеется само собой. Куда важнее, оказывается, извечное христианское стремление вернуть человеку, созданного по образу и подобию Божию, иконичность, некогда им трагично утраченную. Нам, Иванам, не помнящим своего высочайшего родства, русский язык настойчиво напоминает о нем, зовет прежде к постижению - еще до законов физики и химических формул, до математических уравнений и правил грамматики - именно этого совершенства. А потому и безобразие - есть именно потеря образа Божия. И как же понятна становится наша любовь к иконам, трепетное к ним отношение, ведь образ всегда стремится к первообразу.

Это как же так, восклицает наш внутренний гордец, - всякий человек есть икона?! А как же убийцы, террористы, воры, всякого рода проходимцы, которым несть числа. Парадоксальность, - но только внешняя - заключается именно в том, что и они, так страшно распорядившиеся данной им божественной свободой воли, - тоже "по образу и подобию", тоже иконы, только поврежденные. Порой до неузнаваемости. Восстановить же утраченную иконичность под силу ее Создателю, которому, в отличие от человеков, все возможно. Как это происходило в истории христианства со многими святыми. Как случилось и с тем, кто непостижимым для нас Промыслом Божиим из неистового гонителя христиан Савла стал святым первоверховным апостолом Павлом, а в одночасье, на Голгофе - с благоразумным разбойником, принесшим искреннее покаяние и первым же последовавшим вослед за воскресшим Спасителем в рай.

Вспомним, сколько копий было сломано, сколько слов потрачено педагогами и философами, писателями и политиками, всевозможными специалистами в области образования и воспитания по поводу формирования гармонически развитой личности, как непримиримы порой их позиции в определении самого главного - критериев этой самой личности. И это изрядно поднадоевшее: а Наполеон - личность? А Чингиз-хан? А Сталин? Как печально напоминают они незадачливого крыловского персонажа, умудрившегося разглядеть в музее превеликое множество букашек и таракашек, не заметив самого главного - слона. А ведь обретение личности - это, прежде всего иного, уподобление Тому, Кто Есть носитель Лика. И именно по этому пути шли все наши святые, иного просто нет. Что же касается пресловутых критериев, то о них убедительно свидетельствует Евангелие через слова и поступки, но прежде - поступки самого Христа. Личность - это Тот, кто будучи Господом, смиренно умывает пыльные ноги своим ученикам, простым галилейским рыбарям. Личность - это Тот, Кто с необозримой высоты Голгофского Креста, истекая кровью, зверски избитый и оплеванный, оклеветанный и осмеянный, распятый, одного взмаха ресниц Которого было бы достаточно, чтобы смести всю эту толпу, всю эту рать, весь этот неблагодарный, погрязший в мерзостях мир... просит Отца Своего Небесного: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают"

Весьма показателен тот факт, что на вопрос:

- Кто ты?

Следует ответ:

- Русский.

Из века в век, называя себя, русские люди, - в отличие от иных народов - отвечают не на привычный вопрос кто, а на вопрос какой. Тем самым, даже не отдавая в этом отчета, избирая не примитивно биологическую, а иную качественную доминанту. И именно русскость, как явление высшего порядка, продолжает оставаться непостижимым феноменом всех времен и народов, вызывающим различные суждения и толки, подчас взаимоисключающие, по сей день.

Это о ней так удивительно и прозорливо, как умел это делать только он, писал Федор Достоевский, называя русских всечеловеками, вселенскими. И как же обедняют собственную страну, ее культуру и науку, литературу и искусство те, кто и поныне с прискорбным упорством обосновывают понятие русскости, исходя исключительно из биологической составляющей. И дело даже не в том, что сотни светочей отечественной культуры, истории, науки и религии: те же Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Даль, Куприн, Мандельштам, Шостакович, Суворов, Барклай-де-Толли, Багратион, Чапаев, Ахмадуллина, Ким, Окуджава, Левитан, Рихтер, Вахтангов, Симонов, Светлов, Хуциев, Данелия и многие-многие иные при такой постановке вопроса должны быть попросту сброшены с высокого борта Русского Корабля.

Да только здесь, в России, и могли, да и по сей день, слава Богу, могут рождаться и проживать свою неповторимую жизнь русские немцы, русские евреи, русские корейцы, русские татары, да мало ли...

Стать русскими... Это, наверное, еще осознание нами, сегодняшними, величия и мудрости государственного устроения в той России, которую мы утратили. Взять, к примеру, тот же национальный вопрос: главным, определяющим считалось вероисповедание отдельно взятого гражданина империи. Еще менее ста лет тому назад народы, населяющие необозримые просторы Российской Империи, различались как православные, мусульмане, иудеи, а не как русские, евреи или башкиры. И совершенно справедливо.

На этом уроке я много обращалась к книге Фазиля Ирзабекова, в крещении Василия, «Русское солнце». Азербайджанец по национальности, по духу искренний православный человек так проникновенно и радостно говорит о русском языке - нам русским!

И даже, именуя себя «многогрешным» называет русский язык еще одним заветным Евангелием для русского человека.

Так, например, слова радость и страдание, пишет он, являются однокоренными, где буква Т есть подобие Креста. И в этом, только вдумайтесь, заложен величайший смысл. И в самом деле, для того, чтобы мы с вами имели в сердце своем самую великую радость - радость воскрешения распятого Христа и нашего чаемого, по Его несказанному милосердию, будущего воскрешения - для этого Господь должен был пострадать на Кресте. Какое же утешение слова эти несут всем нам: тебе сегодня радостно, это очень хорошо, но не забывай, помни, чьим страданием куплена эта твоя радость. Тебе сейчас трудно, ты страдаешь? Потерпи, родной, потерпи, как терпел Он, и тогда страдание твое обернется радостью. И все это: и страдание, и радость сотканы воедино вкруг Креста, немыслимы без несения Креста.

А потому закономерно, что слово счастье так редко встречается в церковном обиходе: есть в нем что-то сиюминутное, скоротечное, то, что сейчас есть. А припомним, сколько любимых нами икон содержат в себе емкое слово радость: "Нечаянная радость", "Трех радостей", "Всех скорбящих радость"... "Радуйся, Радосте наша!..." - поем мы в умилении Богородице нашей. Радостью буквально преизобилует Священное Писание. Так, "Полная Симфония на канонические книги Священного Писания" бесстрастно свидетельствует о том, что слово это используется авторами библейских книг 338 раз, в то время, как счастье - всего лишь 12.

А еще, вослед святому апостолу постепенно научаться совершенно невероятному, а именно, - всегда радоваться (1 Фес 5, 16)! Как это замечательно у Гоголя, помните? В пророческих словах его так естественно произрастает спасение души из любви к Отчизне: "Поблагодарите Бога прежде всего за то, что Вы русский. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви ведет сам Бог... Но, не полюбивши Россию, не полюбить нам братьев своих, а не полюбивши братьев своих, не возгореться нам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись Вам".

И совсем неслучайно понятие народ в старославянском языке звучит как язык. "Разумейте и покоряйтеся, языцы, яко с нами Бог!" - возглашают в Церкви.

Споры о русском феномене возникли не сейчас, и не с нами, похоже, отомрут. Со временем острота проблемы нисколько не притупилась, сегодня она актуальна как никогда. А потому, заканчивая этот урок, который мы посвятили Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию - учителям словенским, а также нашему родному, великому и могучему русскому языку - тайне слова и тайне человека, приведу слова Ф.М. Достоевского - его страстный призыв к своему народу: "...Если национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение, то, значит, вся наша выгода в том, чтобы всем, прекратив все раздоры до времени, стать поскорее русскими и национальными".

На этом я заканчиваю наш последний урок в этом учебном году. Спасибо Вам, дорогие радиослушатели за внимание.

Всего Вам доброго, радости, мира, хорошего отдыха летом и побольше добрых дел. До свидания.



Старый стиль 9Июнь понедельник Новый стиль) 22Июнь Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Разрешается рыба. Совершается служба на шестьСвт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Совершается служба со славословиемПрп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Мцц. Феклы, Марфы и Марии Персидских (346). Прп. Александра, игумена Куштского (1439). Прав. Алексия Московского (1923). Обретение мощей прп. Рафаила исп (2005). Евангельские ЧтенияРим., 102 зач., IX, 18-33. Мф., 40 зач., XI, 2-15. Прп. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Свт.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 9, 18-33; Мф. 11, 2-15). "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его". Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим, на пути к Царствию, отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем. Царствию сказали: "прошу тебя, извини меня", хоть и в нем пир, и пир царский, какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно, что там веселит, то нас тяготит, - разошлись совсем. И Царствие с нуждницами , восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы поскорее бы прогнать их и речи уже о том заводим, да лукавый все как то не ухитряется это уладить. Молитвы Тропарь преподобного Александра, игумена Куштскогоглас 4Иже плотским дебельством Богови работати изволи,/ в пустыню вселився,/ в нейже многими поты и труды/ безтелеснаго равноангельнаго пребывания возможе достигнута,/ таже от Бога узрен быв,/ сподобися великих чудес в жизни и по преставлении,/ на нечистыя духи силу восприим,/ изгониши от приходящих к тебе с верою,/ темже, отче Александре,/ за вся ны моли,/ спастися душам нашим. Ин тропарь преподобного Александра, игумена Куштскогоглас 8Во плоти, яко Ангел, на земли подвизася,/ желанием духовным в пустыню вселися/ и, со зверьми живый, весь Христови быв,/ Тому невозвратно шествовал еси, ведом к Небеси,/ последуя Божественным стезям, отче блаженне Александре,/ яко чуден, чудеса источаеши/ и отгонявши недуги к тебе приходящих с верою,/ но яко имея дерзновение ко Господу,/ поминай нас, чтущих честную память твою. Кондак преподобного Александра, игумена Куштскогоглас 8Иже земная оставль,/ в пустыню вселився,/ Христовым стопам последовал еси, тепле,/ и Того, славне, на раму своею честньш крест взем,/ умертвил еси плоти взыграния/ труды постническими и желанием духовным, всеблаженне,/ темже зовем ти:/ радуйся, Александре, пустынный жителю. Ин кондак преподобного Александра, игумена Куштскогоглас 6Пустынный жителю,/ опустевшая ны от благотворных помышлений вражиими прилогми,/ презельным твоим к Богу молением сердца наша очисти,/ яко да благодарственно вопием ти:/ радуйся, яко земным пустынножительствием, Александре,/ дошед Небеснаго Царствия. Тропарь святителя Кирилла Александрийскогоглас 8Православи
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11000 c.