Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

01.03.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 2 (195) Февраль 2019 г.

26.02.2019 | Обет трезвости 17 02 2019

29.01.2019 | Обучающий семинар. «Подготовка социальных работников по организации трезвенного просвещения и помощи страждущим на приходе» I ступень (26-28 февраля 2019 г.)

29.01.2019 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Антон Семенович Макаренко православный педагог?

Ю.С.Бродский

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7,16-17)

Судьба Антона Семеновича при жизни и после смерти поистине парадоксальна: то его имя и педагогическую систему государство и общество поднимают на высоты гениальности, то сбрасывают со всех пьедесталов в пропасть небытия.

-

На рубеже 80-90-х годов XX века устами док­тора педагогических наук Ю.П. Азарова Макаренко был объявлен тираном, страш­нее Сталина1. После такого приговора уже несколько поколений выпускников педагогических учебных заведений России фактически не знают педа­гогической системы, педагогического наследия Антона Семеновича. Зато в ФРГ и Японии студент педагогиче­ского учебного заведения не сможет успешно завер­шить обучение, если не усвоит педагогическую систему Макаренко. В России 13 марта нынешнего года лишь не­большие группы поклонников Макаренко отметили его 120-летний юбилей. Государственные СМИ этого собы­тия не заметили.

Так нужен ли, полезен ли Макаренко российским педагогам в нынешней действительности? В сущность этого вопроса я вкладываю степень полезности или вредности педагогической системы Макаренко как для педагогов-атеистов (их большинство), так и педагогов, интуитивно приходящих к мысли о бытии Бога и педа­гогов православных, воцерковленных.

Вопрос не кажется праздным, ведь А.С. Макаренко спас в свое время от тюрьмы сотни, десятки сотен молодых людей уже вставших на путь уголовной преступ­ности. Его воспитанники прожили затем честную тру­довую жизнь, создали семьи, воспитали своих детей. Сегодня, согласно даже государственной статистике, безнадзорных и беспризорных детей в России больше, чем их было после гражданской войны. Преступность, алкоголизм, проституция опасно «помолодели»; поя­вилась детская наркомания. Казалось бы, педагогиче­ская система Антона Семеновича сегодня, как никогда, должна быть востребована. Однако либералы, стоящие у власти, по-прежнему считают Макаренко «тираном, страшнее Сталина». Его система не вписывается в па­радигму навязываемой федеральным министерством образования и науки западной модели образования. К моему сожалению, и от православных педагогов я уже не раз слышал нелестные отзывы о педагогиче­ской системе Макаренко.

С Антоном Семеновичем я дружу давно, почти полвека. Через его труды Господь мне, атеисту, помог состояться в каче­стве педагога. Как блудный сын, я, крещенный в детстве, ушел от Отца, поверив красивым сказ­кам дедушек Лапласа, Опарина, Дарвина о стихийном и случай­ном возникновении Вселенной и человека. Я-то покинул Отца, но Он меня не покинул. По Его Промыслу «праздник жизни - молодости годы» я посвятил пе­ревоспитанию отроков и отро­ковиц трудной судьбы. После службы в армии с удовольстви­ем учительствовал, вовлекая старшеклассников двадцатой Каменск-Уральской школы в пре­красный мир русской литерату­ры, но вскоре был переведен на комсомольскую работу. Сейчас о комсомоле принято говорить только плохо. А я думаю, что комсомол спас сотни тысяч молодых людей от алкоголизма и наркомании, половой распущенности и уголовщины.

Как любая атеистическая организация, комсомол требовал от своих членов не верить «суевериям», вклю­чая в это понятие и веру в Бога. Но все остальные тре­бования Устава к комсомольцам словно списаны были частично с скрижалей Моисея, частично - с Нагорной проповеди Иисуса Христа. По крайней мере, в годы моей юности комсомол утверждал, что «человек человеку - друг, брат и това­рищ»; требовал от своих членов честности, трудолюбия, служения народа и Родине, жестко наказывал за обман, воровство, блуд. Дай Бог, чтобы нынешние неправослав­ные молодежные организации ориентировали своих чле­нов на честность, трудолюбие, благодеяния и патриотизм!

В далеком теперь 1963 году в горячих спорах комсо­мольский актив г. Каменска-Уральского пришел к выво­ду: на производстве комсомольцы a priori должны быть передовиками труда, рационализаторами и образцом для остальной молодежи. А вот главная задача комсо­мольских организаций ведущих заводов города за пре­делами цехов - спасать от криминальных ложных цен­ностей подрастающее поколение.

Летом мы создали первые «лесные республики» - палаточные городки лагерей труда и отдыха2. Вот тог­да я по-настоящему стал штудировать работы А.С. Макаренко и понял, что чтение работ мудрого педагога в студенческие годы было поверхностным.

Четыре года спустя мне доверили 400 отроков и от­роковиц, собранных в областной школе-интернате на южной окраине Свердловска - в Елизавете. По моло­дости я расписался в акте, что принял детей. На самом деле мой предшественник пе­редал мне чуть более полови­ны - остальные находились в длительных «путешествиях» по области и за ее пределами. По мере совершения ими правона­рушений и преступлений, ра­ботники милиции привозили их в школу и передавали мне под расписку.

И снова я взялся за труды Макаренко.

-

За годы директор­ства я на несколько раз пере­читал все собрание сочинений, а отдельные работы перечи­тывал ежегодно. В настоящей статье приведу мои размыш­ления о педагогическом на­следии Антона Семеновича в новых исторических реалиях. Это не столько теоретическое исследование, сколько выводы педагога-практика, апробиро­вавшего воспитательную си­стему Макаренко. Убедившись на собственном опыте в высо­кой эффективности его воспи­тательной системы, многие по­следующие годы я по мере сил пропагандировал сущность гениального открытия на различных курсах повышения квалификации руководителей школ, школ-интернатов и детских домов нашей области. Сознаюсь: ранее я ни­когда не задумывался о мировоззрении великого со­отечественника. И только в феврале-марте нынеш­него года, когда я готовился к выступлению на пятых Макаренковских педагогических чтениях, организован­ных Социальным институтом Российского государствен­ного профессионального педагогического университе­та, совершенно неожиданно возникло предположение: А.С. Макаренко по своим воспитательным установкам всю жизнь оставался православным христианином!

Для себя за многие годы я извлек десятки уроков из педагогического наследия Антона Семеновича. Но, сейчас хочу вычленить наиболее важные из них. С да­леких 60-х годов лично для меня очевиден первый урок и главное условие успешного воспитания детей и перевоспитания отроков - искренняя любовь вос­питателя к каждому воспитуемому и вера в него, в его сущностный потенциал и добрую волю. Лично мне этот урок давался трудно. Любить детей вообще - легко. И верить в их огромные духовные и душевные силы детства вообще - легко. Трудно любить Ромку, кото­рого вчера привел мне милиционер, задержав его во время вскрытия тайников с вареньем в коллективном саду. Голубыми глазами, глядя в мои глаза, Ромка вче­ра клялся, что больше воровать не будет. А сегодня женщина из соседнего дома задержала его в магази­не, когда он похищал бутылку кефира. И сегодня при посторонней женщине он, как и вчера, клянется, что больше не будет воровать. Но я знаю, что и завтра он опозорит нашу школу-интернат, что-то у кого-то украв. Я тогда не владел понятием «страсть», но понимал, что воровство стало привычкой. Ромка не жадный, не эго­ист. Если бы вчера и сегодня его не поймали, он и ва­реньем и кефиром поделился бы с одноклассниками или малышами. Я ценил его доброту, но как мне было его любить, если я знаю, что наша школа-интернат из-за Ромки и других таких же отроков стала бельмом в глазу жителей Елизавета? Любить Ромку и верить ему трудно. Вот детей абстрактных: чистеньких, вежливых любить легко и верить им легко...

А.С. Макаренко помог мне и большинству наших пе­дагогов преодолеть себя, свое себялюбие, вдохновил нас умением полюбить наших конкретных детей и отроков и поверить в их силы и волю. Но это и есть одна из основных христианских заповедей, без которой никакие педаго­гические и психологические методы не помогли бы пре­вратить порученную нам бурсу в дружный, сплоченный, трудолюбивый коллектив, стремящийся к самосовершен­ствованию, к нравственному восхождению. Это главный урок для каждого чело­века, взявшегося за сложнейшее в мире дело - воспитание. Знаю, что этот вы­вод вызывает протест у многих педаго­гов. Одни говорят: мы готовим детей к суровой жизни, поэтому воспитание не­возможно без строгости, дисциплины и даже наказаний. Другие соглашаются, что любить воспитуемых нужно, но не у Макаренко же этому учиться! Какой люб­ви к отрокам может научить неулыбчи­вый, строгий Макаренко, требовавший от своих воспитанников безоговороч­ного подчинения коллективу и даже де­журному командиру! ЮЛ. Азаров во­обще пишет следующее: «Тем и страшен Макаренко..., что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, ког­да насилие с радостью воспринимается теми, на кого оно направлено»3. Мои оп­поненты вопрошают: «Как же вы пытае­тесь вывести урок о любви к детям из пе­дагогического наследия этого тирана?»... Даже поклонники великого педагога доброжелательно говорят: «Не нужно приписывать Макаренко то, чего у него не было. Он и без этого ве­лик и гениален». И вот неожиданно в момент поиска новых аргументов меня вдруг озарила догадка: Антон Семенович по мировоззрению, нравственным установ­кам всю жизнь оставался православным христиани­ном. А для православного человека любовь - это выс­шее чувство, которое порождает у человека желание и готовность всего себя отдать служению объекту своей любви, это готовность добровольно и с внутренней ра­достью принести всего себя, всю свою жизнь жертвен­ному подвигу ради того, кого любишь. Стало ясно, что дискутировать нужно не с тем или иным мнением пусть известного педагога, а с их либеральным пониманием высочайшего дара человеку - любви. Любовь для ате­иста или протестанта - это приятное прежде всего для меня переживание эмоционального состояния комфор­та от совместного нахождения, пребывания, взгляда, жеста и т.д. Эта любовь не требует жертвенного подви­га - нам ведь хорошо уже от того, что мы есть. Эта лю­бовь проявляет себя в улыбке, одобрении, ласках. Это вкусный десерт.

-

Такой любви к отрокам мы действительно не на­ходим у Макаренко. Его любовь - не вкусный десерт, а горькое, но спасительное лекарство. Его любовь к воспитанникам - жертвенный подвиг. Разве Антон Семенович не отдал всю свою жизнь, ум, силы, энергию, талант, волю спасению отроков и отроковиц от сатанин­ских «ценностей» обогащения и приобретения «легкой, красивой» жизни любой ценой - ценой обмана, воров­ства, разбоя и даже убийств?

Вспомним, что писал А.С. Макаренко. «В первые дни они нас даже не оскорбляли, просто не замечали нас. К вечеру они свободно уходили из колонии и возвра­щались утром, сдержанно улыбаясь навстречу моему проникновенному соцвосовскому выговору. Через неделю Бендюк был арестован приехавшим агентом губрозыска за совершенное ночью убийство и ограбле­ние»,- вспоминал Антон Семенович4. - «Пустынный лес, окружавший нашу колонию, пустые коробки наших домов... и полдесятка воспитанников, категорически от­рицавших не только нашу педагогику, но и всю челове­ческую культуру, - все это, правду говоря, нисколько не соответствовало нашему прежнему школьному опыту. Длинными зимними вечерами в колонии было жутко»5. Пусть каждый педагог и каждый родитель мысленно вообразит себя начальником этой колонии и предложит «гуманные» методы преобразования этого бандитского гнезда в дружный, трудолюбивый, нравственно состо­явшийся коллектив колонии имени М. Горького!

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих то­варищей были не только месяцами отчаяния и бессиль­ного напряжения, они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагоги­ческой литературы, сколько зимою 1920 года», - писал Антон Семенович6.

Ради чего Макаренко преодолевает бессилие и от­чаяние, ночами читает литературу, ищет совершенно новые, неведомые педагогической науке стратегии и методы? Ради этих молодых людей, ради их спасения. Да, его любовь к отрокам зачастую носила суровое об­личье. Его требования на первых порах безоговороч­ны: «В спальне должно быть чисто! У вас должны быть дежурные по спальне. В город можно уходить только с моего разрешения... «Малины» не будет... В школу обяза­тельно. Хочешь ты или не хочешь, все равно»7.

На фоне бесконечной либеральной болтовни «о пра­вах ребенка» жесткие требования Макаренко внешне вы­глядят не гуманными по отношению к личности. Но ведь любой феномен, тем более такой сложный как «любовь» нельзя рассматривать вне мировоззрения. Идеологи ли­берального «гуманизма» рассматривают «права чело­века», «права ребенка» в отрыве от их обязанностей и долга перед родителями, друзьями, Родиной. Думаю, нынешние студенты еще помнят прозвучавшее в девя­носто втором или в девяносто третьем году заявление по телевидению тогдашнего главы правительства России, доктора экономических наук Е.Т. Гайдара: патриотизм - последнее прибежище негодяев. Да, А.С. Макаренко ставил цель: воспитать каждого вчерашнего уголовного преступника честным человеком, тружеником, семьяни­ном, патриотом своей страны8. Идеологи либеральной педагогики лукаво утверждают, что нельзя ограничивать право детей и подростков смотреть любые передачи те­левидения, любые сайты в Интернете. Разве любовь к де­тям порождает такие педагогические убеждения? Нелю­бовь ли к денежному мешку, даримому им заправилами откровенно развращающих душу человека телепере­дач и материалов в Интернете? Либеральная идеология, ставшая неофициально господствующей в России, без войн породила такое количество безнадзорных и бес­призорных подростков, которое сопоставимо только с периодом гражданской войны, а преступность, детский алкоголизм, детская наркомания и детская проститу­ция в последние два десятилетия превратилась в реаль­ную угрозу дальнейшему существованию России. Таковы плоды либерального «просвещения». А вот плоды «негу­манной» педагогики Антона Семеновича: два-три случая рецидива; остальные его воспитанники стали честными людьми, создали семьи, трудились на благо Родины.

Так любил ли Макаренко своих воспитанников? Святой Апостол Павел в первом послании к коринфя­нам вот так характеризует любовь в православном ми­ропонимании: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор­дится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражает­ся, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1-Кор. 13, 4-7).

Не навязывая никому своих убеждений, лишь при­глашаю читателей самостоятельно поразмыслить: не так ли проявляется любовь Антона Семеновича к своим воспитанникам?

- 

Пока я не решаюсь проанализировать всю педаго­гическую систему Антона Семеновича сквозь призму православного вероучения. Но появилось огромное желание. Однако возникли и сомнения: неужели никто из православных педагогов не откликнется на юбилей Макаренко? Пока мне удалось на православном сайте Интернета найти только одну, но замечательную статью Соколова Ричарда Валентиновича, кандидата социо­логических наук, и Соколовой Натальи Валентиновны, хранительницы фондов Педагогического музея А.С. Макаренко «Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения»9.


1 Азаров   Ю.   Не   подняться   тебе,   старик:   Роман-исследование. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 20.

2 Анализ успехов и неудач организации перевос­питания отроков трудной судьбы в этих лагерях см.: Бродский Ю.С. Одно из направлений содружества // Проблемы коллективного воспитания: Материалы пер­вых Всесоюзных педагогических чтений / Под ред.. Петровой Л.К и Новиковой Л.И. - М.: ЦС Пед.об-ва РСФСР, 1968. С. 175-188.

3 Азаров   Ю.   Не   подняться   тебе,   старик:   Роман-исследование. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 20.

4 Макаренко А.С.. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1950. П. С 20-21.

5 Там же. С. 21.

6 Там же. С. 22-23 - курсив мой (автор статьи).

7 Там же. С. 25-27.

8   Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 2. С. 399 и другие.

9 Православие и Мир:

http: // www. Pravmir.ru/articlG_2754/html



Старый стиль 5Март суббота Новый стиль) 18Март Седмица 3-я Великого поста. Поминовение усопших. Глас 5. Великий пост. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Конона Исаврийского (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей блгв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (III). Прп. Марка Постника (V). Прп. Исихия Постника (ок. 790). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1996). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана (1938). Иконы Божией Матери, именуемой "Воспитание". Евангельские ЧтенияЕвр., 325 зач., X, 32-38. Мк., 8 зач., II, 14-17. За упокой: 1 Сол., 270 зач., IV, 13-17. Ин., 16 зач., V, 24-30. Литургия св. Иоанна Златоуста. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Ев. 10, 32-38; Мк. 2, 14-17). "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2, 17). Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная врачующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам! Молитвы Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонскогоглас 4Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Адриана Пошехонскогоглас 4Аще и смертию нуждною умерл еси,/ аще и смертная сень внезапу найде на тя,/ обаче, яко деву мудрую, душу твою обрете Христос/ и в чертог Свой Небесный введе,/ и со святыми всели,/ чудесы возвеличив имя твое,/ Адриане мучениче преподобне,/ Емуже молитву о нас сотвори,/ память твою почитающих. Кондак преподобномученика Адриана Пошехонскогоглас 6Житейския молвы избежав, преподобне,/ в пустыню вселился еси,/ и, тамо обитель иноков возградив,/ последи от разбойник мученически пострадал еси,/ и ныне сияеши нетлением и чудесы,/ Адриане многострадальна,/ молитвенниче о душах наших. Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константинаглас 4Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша. Ин тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константинаглас 4Иже от юности Христовы любве/ прилепившеся усердно, святии/ законы и оправдания Того сохраняюще,/ отнюдуже и чудесными даровании обогатистеся,/ исцеления источаете иже верою вас почитающих,/ темже молите Христа Бога/ спастися душам нашим. Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константинаглас 8Богомудренно преселистеся, святии,/ во град, присно добродетельми цветущий,/ в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/ преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/ и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/ в добродетели исправивше жизнь свою,/ и сего ради получисте живот вечный на Небесех./ Темже благодарственно вам зовем:/ радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение. Показать ещё молитвы Тропарь мученика Конона Исаврийскогоглас 4Яко девственника предивна/ и мученика непоколебима,/ блаженнаго страдальца,/ на бесы власть приемшаго,/ Конона песньми восхвалим и к нему возопиим:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша. Кондак мученика Конона Исаврийскогоглас 3Чистотою яко Ангел на земли пожив,/ отонудуже собеседник Ангелом быти сподобился еси,/ и родители ко Христову познанию привел еси,/ и, единаго Бога в Троице исповедав,/ пострадал еси до крове,/ мучениче Кононе,/ моли Его непрестанно о всех нас. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Воспитаниеглас 4Воспитавшейся во храме во святая святых,/ одеянней верою и премудростию и безмерным девством,/ Архистратиг Гавриил принесе с небесе целование/ и еже радуйся, радуйся Благословенная,/ радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою. Службы19 сентября: Святых мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта. Благоверного великого князя Феодора и чад его благоверных князей Давида и Константина 5 марта: Мученика Конона Сайты приходов: Ардатовская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Саранск Барышская епархия:Храм святителя Луки Крымского с. Киселевка Белгородская епархия:Храм во имя Луки (Войно-Ясенецкого) г. Белгород Белоцерковская епархия:Храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) г. Белая Церковь Бердянская епархия:Храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) г. Бердянск Бузулукская епархия:Храм Святителя Луки Крымского г. Бузулук Винницкая епархия:Храм святителя Луки Крымского г. Винница Волгоградская епархия:Храм святителя Луки Симферопольского г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери г. Вологда Воронежская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Воронеж Вятская епархия:Храм свт. Луки Симферопольского г. Киров Гомельская епархия:Храм святителя Луки Войно-Ясенецкого г. Речица Храм Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского г. Гомель Губкинская епархия:Храм в честь святителя Луки Крымского с. Чуево Екатеринодарская епархия:Храм-часовня Святителя Луки-Воино-Ясинцкого пос. Ольгинка Запорожская епархия:Храм в честь святителя Луки Крымского при ОКБ г. Запорожье Храм в честь Святителя Луки Крымского г. Запорожье Казанская епархия:Храм Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворце, на Арском кладбище г. Казань Калачевская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Волжский Калужская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Обнинск Киевская епархия:Храм Святителя Луки Крымского, Исповедника г. Киев Храм свт. Луки Крымского г. Киев Храм Преподобного Агапита Печерского г. Киев Красноярская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Красноярск Храм Святителя Луки Красноярского пгт. Большая Мурта Луганская епархия:Храм свт. Луки Крымского г. Луганск Магнитогорская епархия:Храм святителя Луки, архиепископа Крымского г. Магнитогорск Московская епархия (городская):Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Москва Храм Явл. Божией Матери пр. Сергию Радонежскому при дет.дом слепоглухих г. Сергиев Посад Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого в Марьинском парке г. Москва Храм свт. Луки, архиеп. Симферопольского и Крымского г. Москва Храм (малый) святителя Луки Крымского в Митино г. Москва Московская епархия (областная):Храм Троицы Живоначальной с. Лелечи Троицкий храм с. Конобеево Больничный храм Свт. Луки Симферопольского г. Зарайск Больничный храм свт. Луки Симферопольского г. Высоковск Домовый храм свт. Луки Симферопольского г. Химки Храм святителя Луки Симферопольского дер. Жилино Храм святителя Луки Симферопольского пос. Новый Храм святителя Луки Симферопольского г. Чехов Одесская епархия:Храм святителя Луки и архангела Михаила г. Одесса Оренбургская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого при военном госпитале г. Оренбург Отрадненская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого с. Борское Петропавловская и Камчатская епархия:Храм св. Луки Крымского г. Елизово Пражская епархия:Храм Святителя луки Крымского г. Пардубице Пятигорская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Пятигорск Ростовская епархия:Храм свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) г. Ростов-на-Дону Рыбинская епархия:Храм св. кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина с. Глебово Рязанская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Рязань Самарская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Домовый храм св. вмц. Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове г. Санкт-Петербург Храм в честь архиепископа Луки Войно-Ясенецкого г. Санкт-Петербург Домовой храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при Детском Хосписе г. Санкт-Петербург Храм святого апостола и евангелиста Луки на Петроградской стороне г. Санкт-Петербург Саранская епархия:Храм святителя Луки Крымского г. Саранск Саратовская епархия:Храм Луки (Войно-Ясенецкого) г. Саратов Северодонецкая епархия:Храм Святителя Луки Крымского г. Рубежное Симферопольская епархия:Храм во имя Луки (Войно-Ясенецкого) г. Евпатория Свято-Троицкий женский монастырь г. Симферополь Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм Святителя Луки войно-Ясенецкого г. Ставрополь Тамбовская епархия:Храм Кирилла архиеп. Тамбовского, и Луки архиеп. Крымского г. Тамбов Тверская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого и Матроны Московской дер. Красново Тульская епархия:Храм Луки (Войно-Ясенецкого) пос. Восточный Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь свт. Луки (Войно-Ясенецкого) г. Нефтеюганск Храм в честь свт. Луки архиепископа Симферопольского и Крымского г. Сургут Челябинская епархия:Храм свт. Луки Крымского при горбольнице №3 г. Магнитогорск Читинская епархия:Свято-Лукинский храм г. Чита Южно-Сахалинская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого с. Лиственничное Якутская епархия:Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого пос. Ыллымах Яранская епархия:Храм Святителя Луки епископа Крымского и Таврического пос. Таврический Ярославская епархия:Храм Троицы Живоначальной с. Пахна Храм св. кн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина с. Федоровское Храм Ярославских Чудотворцев с. Сопелки Епархия не указана:Приход свт. Луки Крымского г. Лимасол Статьи на Православие.Ru Святой князь Феодор СмоленскийМария ДегтяреваКогда в преклонные годы смоленский князь Феодор Ростиславич пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром: «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого». Память благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина – 19 сентября / 2 октября. Преподобномученик Адриан ПошехонскийОт мощей мученика произошло много исцелений. А однажды, в 1626 году, некий человек похитил частицу мощей святого Адриана, но, придя домой, вместо ожидаемого благословения ощутил сильнейшую болезнь, от которой не смог исцелиться, пока не вернул похищенное в монастырь. ПРОчтениеИеромонах Симеон (Томачинский)«Письма советского Баламута» – так можно назвать эту книгу, куда вошли секретные донесения уполномоченных в Совет по делам религий. Их пристальный недоброжелательный взгляд был направлен на деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Крымского архиепископа, выдающегося хирурга, лауреата Сталинской премии. Выход сборника документов «Разработку Луки продолжаем…» приурочен к 50-летию со дня кончины святителя. Святитель Лука, исповедник, архиепископ СимферопольскийСвятитель Лука учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений. В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей. ЮлочкаСвященник Димитрий ШишкинЯ руку его запомнила, такую большую, тёплую. И так мне его за эту руку держать уютно, что вот так бы и прижалась щекой. С самого начала я ему как-то доверилась. А он меня сразу стал называть Юлочкой, и называл так уже всё время. ИсцелениеАлександр Сегень«Надо идти пешком к святителю Луке», – объявил я сыну, хотя уже не мог наступать на пятку – такую адскую боль вызывал каждый шаг. Владимир Лисичкин: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – последний русский энциклопедистВ докладе «Этическое наследие Святителя Луки. Клятва В.Ф. Войно-Ясенецкого» я касаюсь тех этических принципов, которые Святитель Лука, с одной стороны, выработал как теоретик православной этики, а с другой стороны, выстрадал как практикующий хирург. Чудесная помощь святителя Луки Крымского в наши дниВ день памяти святителя Луки о его чудесной помощи рассказывают ваши письма, наши дорогие читатели! Протоиерей Алексий Гомонов: «От иконы святителя Луки сразу же начались чудеса»Главное то, что люди, приходящие к святителю Луке, потом начинают исповедоваться, причащаться, понимают, что болезнь – это один маленький эпизод в их жизни, хотя порой непростой эпизод. Святитель Лука, возсиявый стране нашей в земле Крымстей11 июня, в день кончины, почитается память священноисповедника архиепископа Крымского и Симферопольского Луки, фактически нашего современника, почившего в 1961 году. Любовь без компромиссовОн всегда шел на обострение – никаких компромиссов, поэтому с ним было всегда очень тяжело, люди пишут об этом. И, в то же время, совершенно очевидно, что его душа была преисполнена любви. (MP3 файл. Продолжительность 16:35 мин. Размер 12 Mb) Победа, победившая мирЧто увидели в жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) создатели фильма о нем, дав картине такое название – «Излечить страх». «Безнадежная» пациентка святого врачаУ ребёнка Вали вдруг начал расти живот. Выдвигались предположения: водянка, рахит и даже... ложная беременность. Расскажи, что сделал для тебя святойОн проснулся ночью от того, что почувствовал: вся подушка пропитана кровью. Машинально приложил руку к затылку: кровь была из опухоли, но самой опухоли не было… А на ее месте был как бы хирургический разрез длиною примерно три сантиметра! Святитель Лука и дочка ВарвараЗаболела моя маленькая дочь пяти лет. Началась рвота, которая все не прекращалась. Решили сделать МРТ и обнаружили под черепом, за левым ухом, опухоль. Выросшие пальцы Назара и другие чудеса святого ЛукиПальцы пришлось ампутировать: железная дверь полностью размозжила их. Мальчик помолился: «Святой Лука, я не знаю, что ты там будешь делать, но я хочу играть на фортепиано!» И святитель помог. «Скальпель в Божьих руках»Верующие просят о помощи святителя Луку, прикладываются к частице его святых мощей или к чудотворной иконе — и получают исцеления. Слово о молитве за усопшихСвятитель Филарет МосковскийЕсть в христианстве люди, которые сами себя лишают утешения молиться за усопших. Какие это люди? — Без сомнения те, которые, приметным или неприметным для себя образом, больше любят умствовать, нежели веровать. Почему не приемлют они молитв за усопших? — Не видно другой тому причины, кроме той, что не понятно, как действие молитвы простираться может так далеко, — даже из одного мира в другой, из видимаго в невидимый. Суббота 3-й седмицы Великого ПостаМногие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве?.. Дни особого поминовения усопшегоЛюбовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05146 c.