Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Русская святость как ключ к пониманию русской культуры.

Зыкова Н. В.

Русская святость и русская культура - понятия единые и неделимые. Без «святости», которая подразумевает под собой православную веру, собор всех святых, почитаемых на Руси, совокупность тех черт характера русского человека, которые сформировались на основе христианских ценностей, не существовало бы в мировой культуре такого феномена, как культура русская с единственным в мире «русским пейзажем», в котором есть все: и красота, и душа, и сила духа; древнерусской литературой, где каждое слово проникнуто любовью к Богу и человеку как образу и подобию Божию; иконописью, храмовой архитектурой, которые так ценятся во всем мире своей духовной гармонией; и произведениями писателей классиков с их вечными вопросами о поисках истины, о страдании и покаянии.

Если бы не было этого стержня святости, наша культура давно бы ассимилировалась в мировом культурном пространстве.

Наконец, в Конституции РФ записано: «Православие - формообразующая система духовно-нравственных ценностей в отечественной культуре России».

Русский человек бережно хранил свою веру, на основе ее вырабатывались такие черты характера, как: милосердие, отзывчивость, искренность, честь, достоинство; русский человек умеет прощать, он неравнодушен к чужому горю, но «самое глубокое по своей природе, - говорил русский философ Н.О. Лосский, - это чувство религиозности в русском человеке».

Православие научило наш народ освящать молитвою каждый день земного труда, и, конечно, это касается и труда творческого. Наше художественное изобразительное искусство выросло из древнерусского искусства иконописи, вот почему лучшие картины русских художников наполнены той высокой гармонией небесной красоты, которая никоим образом несравнима с западноевропейской живописью. А творения иконописца прп. Андрея Рублева говорят о русской школе иконописного письма, где Господь предстает нам в образе милующего, спасающего, а не карающего Бога, как это часто можно увидеть на иконах византийского письма.

Для человека западной культуры, живущего по заповеди «кто богат, тот и любим Богом» (протестантизм) или «больше добрых дел - будешь спасен» (католицизм), целью жизни всегда было построение рая земного. Отсюда и тематика произведений, и образы литературных героев, и сюжетные линии, и проблематика произведений.

Для человека православного цель жизни другая - обретение рая небесного через соединение со Христом. Русская литература, по мнению многих известных критиков и философов, таких как Н.А. Бердяев, М.М. Дунаев, И.А. Ильин, - это литература православная.

Духовная жизнь, освященная православной верой и живым присутствием Бога, присуща русскому человеку независимо от степени его образования и сословия.

Более того, простой русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, «приняв святость высшей ценностью, не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность».

Об этом свидетельствует культура крестьянского быта, где жизни церковной всегда было отведено первое место. Ученый-этнограф М.М. Громыко посвятил этому вопросу свой научный труд «Мир русской деревни», в котором привел множество фактов, подтверждающих это.

Одним из ярких тому примеров служит такое явление в жизни крестьянской общины, как «странничество».

Часто это явление духовной жизни крестьян приобретало характер помощи своим ближним, сельчанам. По сведениям 90-х годов XIX века, от каждого двора уходило по 2-3 человека к святым местам, чтобы заказать молебны о страждущих, взять святую воду, принести в деревню просфоры.

Опровергается в данном исследовании и миф о всеобщей безграмотности крестьян. По статистическим данным, обучение велось в каждой семье. Пособием служили Псалтирь, молитвословы, жития святых. Культура книжная, таким образом, становилась культурой, освященной светом Христовым.

Вокруг деревенского обучения складывались свои народные праздники. Отмечался, например, переход от «грамотки» к Часослову, от Часослова к Псалтыри.

Русский человек наделен чувством прекрасного, ему присуща созерцательность красоты Божьего мира. Святость всего, что его окружало, отношение к земле, к труду проявлялось и во внешнем облике русского крестьянина.

На картинах художников «крестьянского цикла», таких, как Веницианов, Сорока, Тропинин крестьянин всегда имеет нарядный праздничный вид, если даже он работает в поле. Принято считать, что это прием идеализации простого человека, а на самом деле это реальная картина жизни.

Христианство принесло Руси Годовой церковный круг и смогло посредством его облагородить, духовно возвысить жизнь человека, по-христиански осмыслив традиции и обряды.

В русской классической литературе святость всегда являлась содержательной основой творчества писателей и поэтов. Такие черты характера русского человека, как милосердие, отзывчивость, душевная простота нашли свое отражение в литературных образах. Показателен образ грешника в произведениях Ф.М. Достоевского, в котором можно проследить черты раскаявшегося разбойника, распятого рядом со Христом.

Известный русский живописец Н. Н. Ге говорил: «Пейзаж - не то, что вы думаете, в нем Бог, самое беспредельное и грандиозное». Певец русского пейзажа И.И. Шишкин о своем творчестве писал так в своих дневниках: «Я пишу русский лес, а вижу в нем силу духа русского человека, вижу в нашей природе Божью благодать и воспеваю ее».

Выдающийся отечественный философ И.А. Ильин, говоря о России, подчеркивал значение святости как источника русской жизни: «Родина есть нечто от духа и для духа. (...) Родина - это те люди, те вдохновленные боговидцы и осененные пророки, которые, пребывая в этом духе, осуществляя и закрепляя его, увидели и создали для нас узренные ими лики Божии. (...) творцы духа суть живые очаги Родины».



Старый стиль 4Январь вторник Новый стиль) 17Январь Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика, Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп.Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прмч. Зосимы, пустынника Киликийского и мч. Афанасия комментарисия (III-IV). Прп. Ахилы, диакона Печерского (XIV). Сщмчч. Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров (1933). Сщмч. Николая пресвитера (1939). Сщмч. Павла пресвитера (1941). Евангельские ЧтенияЕвр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25. Мк., 55 зач., XII, 18-27. Апп.: Рим., 96 зач. (от полу́), VIII, 8-14. Лк., 50 зач., X, 1-15. Молитвы Тропарь преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго,в Дальних пещерах почивающагоглас 8Постническое житие облобызав/ и многими труды от младых ногтей себе обложив,/ на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, / во еже спастися душам нашим. Кондак преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго,в Дальних пещерах почивающагоглас 2Велие имел еси воистинну воздержание, славне, / и многое показал еси лощение, о Ахило, / зане едва единою в седмицы,/ и се едину малу просфору снедаше/ и бденным стоянием к Нему выну дручашеся,/ тем тя, яко постника и преподобным сообщника/ чтуще, ублажаем. Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербскогоглас 4Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою. Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербскогоглас 6. Подобен: Еже о нас:Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя. Тропарь апостола Фаддеяглас 2Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими. Ин тропарь апостола Фаддея, общийглас 3Апостоле святый Фаддее,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак преподобнаго Феоктиста, игумена Кукума Сикелийскогоглас 3. Подобен: Дева днесь:Яко Ангел во плоти на земли показася, / пощением насажден бысть, отче преподобне Феоктисте,/ наставник иноком многим быв,/ сего ради вопием ти: / моли Христа Бога даровати нам велию милость. Тропарь апостоловглас 3Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим. Кондак апостоловглас 2Христовых учеников лик седмьдесят/ Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/ теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,// и пребывают светильницы Божественныя веры. Ин кондак апостоломглас 1. Подобен: Лик ангельский:Звезды светлыя, яко двунадесятем способницы, / Христос вас яви, премудрии, / озаряющия мир светом проповеди/ и в веру приведшия множество безчисленно язык, апостоли Божественнии./ Сего ради днесь восхваляем верою вашу память,/ молите спастися душам нашим. Службы8 апреля: Апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта и Ерма, и иных с ними 14 июля: Апостола Акилы. Мучеников Кирика и Иулитты 31 октября: Святых апостолов Стахия, Амплия и их соработников. Святого мученика Епимаха 1 октября: Св. ап. Анании, одного от семидесяти. Прп. Романа сладкопевца. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Преподобного Саввы Вишерского 17 мая: Апостола Андроника и других с ним 30 июля: Апостолов Силы, Силуана и других с ними 15 апреля: Апостолов Аристарха, Пуда и Трофима 19 февраля: Святого апостола Архиппа 11 июня: Апостолов Варфоломея и Варнавы 3 октября: Святого священномученика Дионисия Ареопагита 10 ноября: Святых апостолов Ераста, Олимпа, Родиона и других 23 октября: Святого апостола Иакова, брата Божия. Перенесение мощей святого Иакова, Боровитского чудотворца 26 декабря: Собор Пресвятой Богородицы. Святого священномученика Евфимия. Суббота по Рождестве Христовом. Неделя по рождестве Христовом. Святых праведных Иосифа обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня 28 апреля: Апостолов Иасона и Сосипатра. И мучеников Дады, Максима и Кинтилиана 26 мая: Апостола Карпа, одного от семидесяти. Великомученика Георгия Нового 22 сентября: Святого ап. Кодрата. Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Св. прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера, отца Феофана, творца канонов, и Феодора начертан 18 октября: Святого апостола и евангелиста Луки 25 апреля: Апостола и евангелиста Марка 28 июля: Апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена. Явление иконы Пресвятой Богородицы Смоленской, Одигитрии 15 февраля: Святого апостола Онисима 27 апреля: Священномученика Симеона, сродника Господня 2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника 22 января: Святого апостола Тимофея. Святого преподобномученика Анастасия Персского 25 августа: Святого апостола Варфоломея. Святого апостола Тита 21 августа: Святого апостола Фаддея. И святой мученицы Вассы. Преставление преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца 4 января: Собор святых семидесяти апостолов. Преподобного Феоктиста игумена, в Кукуме Сикелийском 22 ноября: Святого апостола Филимона с иными. Святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского 11 октября: Святого апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Преподобного Феофана исповедника, епископа Никийского. Святых отцов седьмого Вселенского Собора Сайты приходов: Барышская епархия:Храм апостола и евангелиста Луки г. Инза Бобруйская епархия:Свято-Сретенский Храм г. Бобруйск Витебская и Оршанская епархия:Храм святого апостола Луки г. Витебск Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Воронежская епархия:Храм ап. Луки г. Воронеж Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Екатеринбургская епархия:Храм во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого г. Екатеринбург Епархия Восточной Пенсильвании:Храм Святого Апостола и Евангелиста Марка г. Райтстаун-Тауншип Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Канашская епархия:Храм ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня с. Батеево Храм святого апостола Варнавы г. Канаш Киевская епархия:Храм святого апостола и евангелиста Марка г. Киев Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Красноярская епархия:Храм апостола Луки г. Красноярск Ливенская епархия:Монастырь святой Марии Магдалины с. Никольское Луганская епархия:Свято-Благовещенский храм урочище Киселёва Балка Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Магнитогорская епархия:Храм Дионисия Ареопагита с. Париж Московская епархия (городская):Храм св. равноап. князя Владимира г. Москва Храм апостола Луки при Военно-морском госпитале г. Железнодорожный Московская епархия (областная):Храм Воскресения Христова с. Ловцы Троицкий храм с. Саввино Нижегородская епархия:Крестовоздвиженский женский монастырь г. Нижний Новгород Новгородская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Великий Новгород Новороссийская епархия:Храм святого апостола первомученика архидиакона Стефана ст. Запорожская Омская епархия:Храм Архидиакона Стефана пос. Марьяновский Россошанская епархия:Храм Апостола и евангелиста Луки с. Приречное Саратовская епархия:Больничный храм Святого Апостола и Евангелиста Луки г. Вольск Симферопольская епархия:Успенский Анастасиевский мужской монастырь г. Бахчисарай Мужской монастырь в честь ап. Луки с. Горянка Славгородская епархия:Храм Дионисия Ареопагита с. Гальбштадт Сыктывкарская епархия:Храм св. ап. первомученика и архидиакона Стефана с. Ношуль Тверская епархия:Храм апостола Луки г. Тверь Харьковская епархия:Благовещенский кафедральный собор г. Харьков Хустская епархия:Стефановский мужской монастырь с. Крайниково Шуйская епархия:Храм апостола Асинкрита г. Южа Ярославская епархия:Храм Спаса на Городу г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06296 c.